admin / 04.06.2019

Самодельная краска

Для чего используются и шведская, и финская самодельные краски?

Во-первых, они хорошо годятся при покраске наружных деревянных стен дома именно потому, что в данном случае нежелательно использование красок масляных а тем более синтетических. При покрытии древесины масляной краской доски не имеют возможности “дышать”, что приведет к нежелательным последствиям.

Кроме того, под слоем старой краски вполне могут размножаться микроорганизмы, разрушающие древесину. Почему же красят масляной – спросите вы? Да потому, что она – не пропускает влагу и защищает дом от воздействия осадков.

Во-вторых: шведская и финская краски, тоже не пропускают через себя влагу, но вместе с тем дают возможность стенам дышать, не забивая поры древесины.

В-третьих, самодельные краски не только намного дешевле, но и долговечнее.
Одно только условие нужно соблюдать неукоснительно: красить нужно только по сухой древесине, на которой не осталось следов масляной краски, а свежеструганную древесину нужно обязательно обессмолить.
Обессмолить древесину можно 5-10%-ным раствором кальцинированной соды нагретым до температуры 40-60 градусов. Поверхность древесины нужно 2-3 раза протереть раствором, а затем промыть теплой водой.

Что делать, если доски уже окрашены масляной краской?

Нужно, размешать на воде до сметанообразного состояния 1,3 кг негашеной извести и 0,45 кг поташа, нанести смесь на старое лакокрасочное покрытие, оставить на 1,5-2 часа и смыть.

Есть еще один рецепт: 0,5 кг известкового теста, 0,5 кг просеянного мела, развести на 25%-ном растворе едкого натра (каустической соды) до состояния жидкой пасты и покрыть обрабатываемую поверхность на час-полтора. Смывать 1%-ным раствором кислоты ( подойдет соляная, лимонная, уксусная), а затем водой.

Теперь о том, как приготовить краску.

И шведский, и финский составы по технологии приготовления одинаковы, отличаются только составляющими и их количеством.

Для шведской краски берут:
муки -1160 г,
железного купороса — 520,
поваренной соли — 520,
известкового пигмента (сухого) — 520,
олифы натуральной — 480 г
воды — около 9 л.

Для приготовления финского состава краски:
муки — 720 г,
железного купороса — 1560,
поваренной соли — 360,
сухого известкового пигмента — 1560 г,
воды — около 9 л.

Вначале из муки и 6 л воды готовят клейстер.

Муку замешивают в небольшом количестве холодной воды, разбивая все комочки, еще разводят водой, чтобы получилось как сметана, и заваривают кипятком, постоянно помешивая. Кипяток — оставшаяся от 6 л вода. Стоит клейстер процедить и поставить на огонь, а затем уже добавлять соль, купорос, пигмент, все время перемешивая. В конце тонкой струйкой влить олифу, а затем уже добавить оставшуюся от 9 л воду (горячую), доведя массу до малярной густоты.

Красить нужно теплой краской и желательно во второй половине дня. Можно пользоваться и щеткой, и валиком — как удобнее. Главное, не дать краске остывать, чтобы не загустела, поскольку, подогретая и разбавленная заново, она несколько теряет прочность. Посуда эмалированная — для приготовления, пластмассовая — для небольших порций уже при покраске.

Известковые пигменты разных цветов есть в продаже, их еще называют щелочеустойчивыми.

Приводим совет, как проверить пигмент на щелоче-устойчивость, что, в частности, рекомендуется делать особенно с зелеными пигментами.

Для этого в 0,5 л воды разводят 5-6 г извести-пушонки. В другой посуде тоже в 0,5 л воды разводят 5-6 г мела. В оба раствора добавляют по 2-3 г проверяемого пигмента, тщательно перемешивают и оставляют на двое-трое суток. По истечении времени сравнивают цвета в обеих банках: если они одинаковые, значит – этот пигмент устойчивый и годится для применения в шведской или финской смеси.

Я думаю, весной как раз многие озабочены дороговизной красок. А покрасить нужно заборы, беседки, деревянные конструкции террас. Так почему бы не воспользоваться вышеприведенными рецептами и не перейти на самодельные, очень дешевые и экологически чистые краски?

Исследовательская работа на тему «Приготовление экологически чистых красок в домашних условиях»

Введение

Я очень люблю рисовать разными красками. Эти краски можно купить в любом магазине. Но ведь раньше магазинов не было, а художники рисовали удивительные картины. В те далёкие времена, не было заводов по производству красок, и, наверное, их делали вручную. Даже сейчас многие красят яйца натуральными продуктами, луковичной шелухой. Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Возможно ли их сделать в домашних условиях.

Изучив состав красок, пришла к выводу, что в настоящее время краски делают из химических элементов. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?

Цель: приготовление экологически чистых красок.

Объект: краски

Предмет: возможность изготовления красок в домашних условиях

Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно приготовить краски и нарисовать ими рисунок

Задачи исследования:

  1. Изучить историю красок и их состав.

  2. Провести эксперименты и сравнить полученные краски

  3. Выявить преимущества и недостатки экологически чистых красок.

Методы исследования:

— опрос;

— наблюдение и сравнение;

— анализ полученных данных.

Глава 1. Обзор литературы.

1.1. История возникновения красок

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние

художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на

скалах и даже на собственной коже! Пещерные жители обычно рисовали то,

что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок, датированные XVI тысячелетием до н. э., обнаружены в пещерах Южной Франции (Ласко, Нио), Испании (Альтамира) и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, таких как охра, марганцевая руда, оксид железа и мел.

Самой первой краской была глина: красная, белая, жёлтая и голубая. С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы — земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко её растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый — мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения — жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои «секреты». В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок — казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию, чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры(более светлые и жёлтые).

У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную. Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно — зелёная) является смертельно — опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности, украшенная красками ткань являлась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь, краски стали частью повседневной жизни. Их проще достать и делать наш мир более ярким.

В России историю красок изучают по иконам. Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

1.2.Виды красок

Гуашь – краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно – клеевым связующим и примесью белил. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Подобно темпере гуашь наносится ровным плотным непрозрачным слоем.

С эпохи Возрождения гуашью подсвечивали рисунки, исполняли эскизы для живописных произведений, выполняя портретные миниатюры. В России техника гуаши достигла высокого развития в начале 19 века, ею виртуозно владел Ф.П. Толстой, создавший в ней близкие «обманки» иллюзорные изображения цветов и фруктов. Гуашью выполняют оригиналы плакатов, эскизы декораций, оформительские работы.

Акварель — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличительная особенность акварели – прозрачность красок, наносимых, как правило, на светлую основу(бумага, реже картон, шёлк, слоновая кость), плавность цветовых и тональных переходов. Живопись акварелью бывает многослойная и в один приём; она может выполнятся по — сухому и по — мокрому, когда бумага увлажняется. Для получения специальных эффектов в акварель вводят воск, эфирные разбавители и др.вещества.

Живопись водяными красками на растительном клее была известна уже в Древнем Египте во 2 в. До н.э. Чистая акварель распространилась в Европе с начала 15 в. И до 17 в. Имела вспомогательное значение, однако, начиная с А. Дюрера, превратилась в самостоятельный вид искусства.

Миниатюра портретная, расцвет которой приходится в России на 2- ю пол. 19 в, выполнялась преимущественно акварелью и гуашью на кости.

Темпера – краски на натуральной основе, которые были известны уже в Древнем Египте. Темперные краски легко смешиваются, быстро высыхают. Прекрасно подходят для рисования на бумаге, картоне, дереве и даже холсте. Рисование такими красками даёт ребёнку почувствовать себя настоящим художником. Темперой называют краски, связующим которых служат эмульсии разных составов. В XV-XVI веках в Италии под словом «темпера» подразумевалось связующее вещество красок вообще и также клей животного и растительного происхождения.

Масляные краски — это густые пасты, сделанные путем растирания пигмента и связывающего вещества, в состав которого входит масло. От качества используемого вещества значительно зависит прочность и сохранность произведений изобразительного искусства.

1.3.Состав красок

Изучив виды красок, мы нашли их в магазинах и начали изучать состав (приложение 1). Рассмотрев все краски, пришли к выводу, что они состоят из пигмента и связующего вещества.

Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошкообразные материалы минерального или органического происхождения. Они не растворяются в воде, олифе, клеях и т. п., а находятся в них во взвешенном состоянии.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, изучив разные связующие, какие краски могут получится на их основе (приложение 2).

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.

Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.

В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.

Именно поэтому мы решили приготовить краски в домашних условиях с использованием природных пигментов.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Приготовление красок и описание эксперимента

Для приготовления красок в домашних условиях необходимо иметь все составляющие, а именно: связующее и сырьё.

Проанализировав литературу, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина – любой природный материал. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Всё это можно сделать в домашних условиях. Затем сырьё нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сам.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие, как клей, мёд, яйцо и вода. Один и тот же цвет могут давать разные виды сырья(Приложение 3). Но мы использовали морковь, свёклу, хну, мел, уголь, апельсин, кофе, клюкву, желток, голубику и черемшу. Я составила общий план для всех экспериментов.

План эксперимента

  1. Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.

  2. Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.

  3. Просеять порошок, или выжать сок.

  4. Смешать сырьё со связующим веществом.

2.2.Результаты экспериментов

Прежде чем приступить к смешиванию мы измельчили сырьё – это мел , уголь, остальное сырьё мы тёрли на тёрке и выжимали сок – свёкла, морковь и другие.

Каждый вид сырья я смешивала с водой, мёдом, клеем и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски (приложение 4).

Нами было произведено 44 смешивания, все эксперименты прошли успешно. Результаты приведены в таблице (приложение 5)

Полученные краски отличались по тягучести и качествам:

— смешивая жидкое сырьё мы увидели, что яркие цвета получаются при соединении с клеем, мёдом, и в редких случаях с водой( свёкла, клюква).

— при смешивании с сыпучим сырьём частички лучше соединялись с мёдом и водой, в случае с кофе частички соединились со всем связующими.

Мы подтвердили предположение о том, что от связующих зависит какой вид краски получается, на основе воды мы получили краску, похожую на акварель, из меда и клея – на гуашь, из яйца – на темперу.

Тяжелее всего набиралась на кисточку краска из яйца, так была очень вязкая, и плохо соединялась с сырьём.

После высыхания через день краска из клея плохо смачивалась, а на основе воды и сыпучего сырья засохла, и пришлось разбавлять заново.

После эксперимента мы решили посмотреть, можно ли нарисовать нашими природными красками рисунки, и вот, что у нас получилось. Краска из яйца и воды сохла дольше при рисовании на бумаге. Кроме того, мы выполнили рисунок на ткани на основе мёда, эта картина сохла дольше всего. После высыхания некоторые краски меняли цвет (клюква, голубика)

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода)

Выводы

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

1. История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние

художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на

скалах и даже на собственной коже! В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами.

2. В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунки на основе каждого связующего. Больше всего мне понравилось работать с мёдовыми красками, они легко наносились и давали насыщенные цвета. Кроме того, я опросила детей, и практически все хотели бы попробовать нарисовать рисунок красок на основе мёда. Наша гипотеза подтвердилась, мы получили краски в домашних условиях.

3. Полученные краски имеют как преимущества, так и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные, приятные цвета, но их приготовление занимает много времени, нет ярких цветов и их неудобно хранить. В ходе экспериментов мы выяснили, что краска из яйца испортилась уже через 6 дней и покрылась плесенью, самой стойкой оказалась краска на основе мёда, остальные краски высохли.

Моя работа может пригодится на уроках окружающего мира и изобразительного искусства.

Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

— обучающее занятие по изготовлению экологически чистых красок с учащимися других классов;

— более подробное изучение одного вида красок и использование разных техник рисования ею.

Список литературы

1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник,1973.- 56 с.

2. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. М.: Эгмонт Россия Лтд. 2005. – 135 с.

3.БРЭ: в 30 т/ отв. ред. С.Л. Кравец. Т.8. Григорьев – Динамика – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2007.- 767 с

Приложение 3

Натуральные красители

Цвет

Красители

Белый

Сахарная пудра, молоко,

сливки, сметана, мел

Желтый

высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса, куркума

Зеленый

Сок шпината, листья крапивы, черемша, зелень

Коричневый

Крепкий кофейный настой, крепкий чайный настой,

жженка (пережженый сахар), луковая шелуха, какао порошок

Красный и розовый

Сок: малины, клубники, клюквы,смородины, вишни, красных сиропов, варенья, свеклы, чай каркаде

Оранжевый

Сок апельсиновой цедры, сок мандариновой цедры,

сок облепихи

Синий

Черника, голубика

Приложение 5

Таблица результатов смешивания

Оранжевый

Жёлтый

Жёлтый

густая

густая

вязкая

жидкая

Свёкла

Фиолетовый

Светло- фиолетовый

густая

густая

вязкая

жидкая

Хна

Коричневый

Зелёный

Болотный

Бежёвый

сильно густая

густая

сильно густая

густая

Мел

Белый

Светло- бежевый

Белый

Белый

густая

густая

вязкая, не соединился с яйцом

жидкая

Уголь

Чёрный

Чёрный

Чёрный

Серый

густая

сильно густая

вязкая

Жидкая

Апельсин

Прозрачный

Светло -бежевый

Прозрачный

Прозрачный

вязкая

густая

жидкая

жидкая

Кофе

Коричневый

Бежевый

Бежевый

Коричневый

густая

сильно густая

вязкая

жидкая

Клюква

Сиреневый

Сиреневый

вязкая

густая

жидкая

жидкая

Желток

Бежевый

Жёлтый

светло-жёлтый

Светло- жёлтый

густая

густая

вязкая

жидкая

Голубика

Синий

Голубой

вязкая

густая

жидкая

жидкая

Черемша

Светло- зелёный

Зелёный

Светло- болотный

Светло –зелёный

вязкая

густая

вязкая

жидкая

Приложение 2

Соотнесение связующего с видом красок.

Название красок

Мёд

Яйцо

Вода

Клей

Акварель

+

+

Гуашь

+

+

+

Темпера

+

Приложение 1.

Исследовательская работа «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Герасимова Софья,

ученица 2В класса

Научный руководитель:

Клюжева В.П.,

учитель

начальных классов

Томск — 2016

Теоретическая часть

Актуальность

Практическая значимость

Объект исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Гипотеза

Методы исследования

Материалы

История появления красок

Виды красок

Практическая часть

Описание экспериментов

Результаты экспериментов

Выводы

Литература

Приложение

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

1.1 Актуальность

Я уже 4 года рисую в художественной студии разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же люди брали? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить в домашних условиях? Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. Можно ли изготовить экологически чистые краски?

1.2 Практическая значимость

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что она может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для любознательных.

1.3 Объект исследования

Является процесс получения красок на основе различных пигментов и связующих веществ.

1.4 Цель исследования

Узнать из каких веществ состоят краски, определить достоинства и недостатки «самодельных» красок.

1.5 Задачи исследования

  • ознакомиться с литературой;
  • изучить из каких веществ состоят краски;
  • изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;
  • сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине;
  • нарисовать рисунок из полученных красок;
  • провести опрос среди ребят в классе и проанализировать результаты.

1.6 Гипотеза

Я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

1.7 Методы исследования

  • метод зрительного восприятия (работа с литературой);
  • интервьюирование учителя рисования;
  • экспериментальное исследование;
  • анкетирование одноклассников;
  • анализ результатов и выводы исследования.

1.8 Материалы

  • уголь;
  • хна;
  • куркума;
  • голубая глина;
  • вода;
  • масло;
  • яйцо;
  • мёд;
  • кисточка;
  • бумага.

1.9 История появления красок

Из научной литературы я узнала, что появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ сохранились до настоящего времени. Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Первобытные художники замешивали свои краски (древесный уголь, глину) на животном жире, чтобы они лучше держались на камне.

Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древних египтян приготовляли из минералов. Белая краска добывалась из известняка, чёрная — из сажи, зелёная — из тертого малахита, красная — из красной охры, синяя — из кобальта, жёлтая — из жёлтой охры.

Средневековые художники готовили краски сами для себя, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они портились и затвердевали. Некоторые были даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.

Очень много интересного рассказала мне мой учитель рисования Соколова Людмила Юрьевна во время интервью. И как в старину художники делали краски, смешивая различные минералы, толкли в ступках, смешивали с медом, яйцом, подбирая различные цвета. Я спросила у Людмилы Юрьевны: «А Вы лично пробовали рисовать самодельными красками?» Она ответила мне, что чем он только не рисовала, и мелками, и угольками, и красками из овощей и фруктов, и в магазинные добавляла различные вещества, для того чтобы цвет получался стойкий и яркий (например, бычью желчь!). Она – настоящий художник!

1.10 Виды красок

Сами краски состоят из двух компонентов: пигмента (краситель) и связующего вещества. Пигментом называют сухое красящее вещество. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в краску. Например, чёрный пигмент получали из древесного угля, красный и жёлтый — из глины, белый – из мела и т. д. Пигмент очень похож на цветную «муку». Чтобы из пигмента приготовить хорошую краску, исходное вещество — мел, уголь, глину – нужно было тщательно растереть: чем мельче «мука», тем лучше краска.

Названия свои — масляные, акварельные – краски получают от названия различных связывающих их веществ. Добавили в пигмент слабый растительный клей или мёд – и получилась акварель – нежная, прозрачная краска. Краску эту разводят водой — отсюда и название, ведь «аква» – по латыни «вода». А если в пигмент добавить непрозрачные белила (белую краску) и клей – получится гуашь, краска, которая образует плотную поверхность. Очень прочная краска получится, если пигмент смешать с яйцом – её называют темперой. На основе растительных масел готовят масляные краски (табл. 1).

Табл. 1. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название

красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей/ Мёд

Акварель

+

+

Гуашь

+

+

Масляная

+

+

Темпера

+

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.

Я решила попробовать сделать экологически чистые краски в домашних условиях. Сырье нужно измельчить в домашних условиях. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать воду, масло, яйцо. И добавить немного мёда или клея для лучшего закрепления на бумаге. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков и можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о том, как их готовят, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

  1. Практическая часть

2.1 Описание экспериментов

Для этого составила план эксперимента. Мне понадобятся пигменты: куркума, хна, глина и уголь. А также связующее вещество: вода, масло, яйцо. Для закрепления – мёд.

:

План эксперимента № 1:

1. Взяла куркуму, разделила на три части.

2. Одну часть смешала с водой (образец №1), другую — с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

План эксперимента № 2:

1. Взяла хну, разделила на три части.

2. Одну часть смешала с водой (образец №1), другую — с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

План эксперимента № 3:

1. Взяла глину, разделила на три части.

2. Одну часть смешала с водой (образец №1), другую — с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

План эксперимента № 4:

1. Взяла таблетки активированного угля, измельчила в порошок и разделила на три части.

2. Одну часть смешала с водой (образец №1) , другую — с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

2.2 Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски. Результаты экспериментов приведены в табл. 2.

Таблица № 2. Результаты экспериментов.

Сырье

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

краски

Результат

Куркума

Вода

Желтый

Жидкая

Быстро высыхает, осыпается

Куркума

Масло

Светло-коричневый

Жидкая

Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна

Куркума

Яйцо

Желтый

Густая

Быстро высыхает, не осыпается

Хна

Вода

Бежевый

Жидкая

Слегка осыпается.

Хна

Масло

Болотный

Густая

Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна

Хна

Яйцо

Коричневый

Вязкая

Быстро высыхает, не осыпается

Глина

Вода

Светло-серый

Жидкая

Ровный цвет

Глина

Масло

Темно-серый

Жидкая

Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна

Глина

Яйцо

Серый

Густая

Быстро высыхает, не осыпается

Уголь

Вода

Черный

Жидкая

Быстро высыхает, слегка осыпается

Уголь

Масло

Черный

Густая

Быстро высыхает, слегка осыпается

Уголь

Яйцо

Черный

Вязкая

Не осыпается

Кроме этого, я нарисовала рисунок красками собственного изготовления.

2.3 Выводы

В соответствии с поставленной целью и задачами мною была изучена литература по истории живописи и разных техник, процессов изготовления красок, изготовления различных красок.

Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, глину, хну. В качестве связующего вещества – мёд, воду, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с водой и маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.

Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки: они экологически чистые, безвредные и имеют естественные цвета, но они неяркие, трудоемкие в приготовлении и их неудобно хранить.

Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. 22 человека из 26 рисовали природными красками. На вопрос: «Какой краской Вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» анкета показала, что 18 участников используют синтетическую (магазинную) краску, 7 – природную, 1 опрошенный участник – и синтетическую и природную. Я выяснила, что мои одноклассники знают о том, что существуют природные красители и что можно получить самодельные краски в домашних условиях.

Литература

1. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

2. Каменева Е. «Какого цвета радуга», М., «Детская литература, 1975 г.

3. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.

4. Энциклопедия для детей «Химия», М., Аванта, 2000 г.

Приложение

Анкетирование одноклассников

  • Знали ли вы, что краски можно получить в домашних условиях?

1. Да

2. Нет

  • Пробовали ли вы делать самодельные краски?
  1. Да
  2. Нет
  • Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок и карандашей?

1. Да

2. Нет

  • Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?
  1. Природная краска (луковая шелуха, отвары трав и пр.)
  2. Синтетическая краска (купленная в магазине)

FILED UNDER : Справочник

Страницы