admin / 25.11.2018

Подшивка карниза крыши

Содержание

Какой вариант карниза сделать для крыши

Понятно, что обойтись без подшивки свеса нельзя, во–первых, это необходимо сделать для защиты чердачного помещения от мышей и птиц. Во-вторых, любой уважающий себя хозяин предпочитает сделать подшивку карниза по всем правилам строительной науки, потому что это красиво и всегда придает зданию очень эффектный законченный вид.

Для обычных одно и двухскатных крыш используют несколько вариантов отделки карниза:

  • Глухой или неподшитый свес крыши. В этом случае, чтобы изолировать чердак, промежутки между нижними концами стропил забиваются отрезками дюймовой доски, вылет карниза получается коротким. Неподшитый карниз можно сделать для высоких остроконечных крыш, когда давление льда и снега на свесы очень незначительно;
  • Укороченный тип карниза можно сделать для небольших построек с малоразмерными крышами или для кровельных конструкций, оборудованных снегозадерживающими планками;
  • Коробчатый тип подшивки наиболее простой в изготовлении, его можно сделать в процессе установки креплений водоотводных желобов. По внешнему виду такой вариант оформления свеса значительно уступает классическому;
  • Классический тип подшивки карниза является наиболее распространенным при обустройстве вальмовых и двухскатных крыш. Повышенная трудоемкость изготовления с лихвой компенсируется возможностью сделать свес по-настоящему эффектным и прочным.

Основное отличие классического типа подшивки карниза от остальных состоит в заделке вагонкой, профлистом или софитами нижней плоскости кровельного свеса. Закрытое «дно» свеса защищает стропила и утеплитель от дождевой воды, забрасываемой ветром под кровлю крыши, и одновременно является хорошей защитой от птиц.

Важно! Кроме того, при использовании подобного варианта карниза появляется возможность сделать разгрузку свеса от вертикальных сил давления накапливающихся масс снега.

Установка горизонтальных распорок одновременно позволяет укрепить свесы, сделать их длиннее, не опасаясь прогиба или обрыва под порывами ветра. Вынесенный на расстояние 50 – 70 см карниз позволяет уменьшить количество воды, попадающей на стены и основание фундамента. Чем длиннее свесы, тем меньше можно сделать ширину отмостки.

Сделать качественную защиту по-другому невозможно, любой другой тип карниза крыши, укороченный или коробчатый, полноценно защитить стропила и обрешетку не в состоянии. Кроме того, декоративные качества классического способа подшивки карниза позволяют сделать плавный переход от крыши к фасаду здания по-настоящему симпатичным.

Устройство карниза крыши

Прежде чем искать способ, как сделать карниз крыши своими руками, стоит разобраться в основных деталях устройства подшивки. Общее представление о том, как выглядит и как строится облицовка, можно получить из схемы свеса, приведенной ниже на рисунке.

Конструкция свеса состоит из следующих элементов:

  • 7 — нижние концы стропильных балок крыши. При необходимости вместо дорогостоящих и слишком массивных стропил свесы можно сделать в виде приращенных дюймовых досок — кобылок;
  • 4 – горизонтальные распорки, используемые в качестве основы для подшивки карниза. Сделать распорку нужно так, чтобы доска одновременно упиралась в карнизный брус, нашиваемый на стену, и на лобовую доску, без деформации или искривления верхней линии капельника;
  • 10 — горизонтальный брус, укладываемый на стену фасада по уровню нижних концов стропил или кобылок. Иногда вместо горизонтальной планки или деревянного бруска используют подкосы с вертикальными стойками, но в этом случае фасад здания захламляется лишними крепежными деталями.

Кроме перечисленных деталей, важнейшими элементами подшивки являются капельник – номер 3, подкладной фартук – номер 4, и подшивка свеса – номер 6. Капельник и крепления водосточных желобов нужно сделать и установить до монтажа кровельного покрытия крыши.

После сборки деревянного каркаса карниза нижняя плоскость подшивается одним из вариантов отделки. Это может быть вагонка, сайдинг, пластиковые панели или софиты.

Совет! Независимо от того, каким материалом будет подшит карниз, обязательно нужно сделать подкладной уголок — фартук из тонколистового металла. Это обеспечит надежную защиту от замокания лобовой доски и промерзания вентиляционных пазов водным конденсатом.

Исключение составляют случаи облицовки лобовой доски и подшивки нижней плоскости карниза профилированным листом. В этом варианте защитную роль фартука выполняют полоски профлиста, поэтому вместо полноформатного уголка можно сделать декоративный вариант, которым будет закрыт стык между двумя полосками отделочного материала. Нужно сделать поправку на то, что вода, попадающая на облицовку лобовой доски, будет сбрасываться через щели, образованные волнами листового профиля.

Материалы для подшивки карниза

Подшить карниз можно любым прочным листовым материалом, не боящимся воды, обладающим небольшим весом и малым коэффициентом теплового расширения. Наиболее традиционные материалы:

  • Вагонка или шпунтованная доска. При наборе сплошного полотна из вагонки нужно сделать вентиляционные зазоры между торцами досок и фасадом здания, размер щели не менее 10 мм;
  • Профилированный металлический лист с высотой профиля 8 мм, именуемый в народе «заборным». Облицовку из профлиста можно сделать без вентиляционных щелей, так как на стыках полос всегда остаются щели достаточно больших размеров;
  • Софиты представляют собой пластиковые панели со сквозной перфорацией. Это наиболее дорогой и красивый вид материала, используемый для подшивки карниза. Монтируются софиты так, как и обычные ПВХ-панели.

Важным условием подшивки является обеспечение нормального притока воздуха под свесы. При правильном построении кровельного пирога, за счет вентиляционных окон под коньковой планкой поток воздуха будет засасываться через подшивку, перетекать по полостям контробрешетки, попутно удаляя конденсат. Если закрыть облицовку наглухо или сделать щели в подшивке слишком маленькими, свесы крыши и утепление нижних ярусов кровельного пирога будут напитываться влагой и промерзать.

Отделка карниза металлическим профилем

Наиболее подходящим материалом для изготовления карниза и каркаса под подшивку всегда был и еще долго останется обычный сосновый брусок и дюймовая доска. В качестве подшивочного материала проще всего использовать профлист, лучше всего окрашенный заводским способом. По сути, сделать отделку свесов и подшить основание металлом обойдется вдвое дешевле софита и вагонки. Кроме того, сделать работу можно за пару дней, тогда как набивка вагонки под карниз крыши займет не меньше трех-четырех дней.

Собираем каркас под обшивку

Предварительно нужно сделать торцовку стропильных балок. Для этого по размеру выноса кровельного покрытия определяют размер горизонтальных распорок. Измеряем расстояние от линии будущей заделки капельника до фасада здания.

При замере важно контролировать горизонтальное положение линейки, поэтому измерения нужно сделать с помощью строительного уровня. На стенке отмечаем линию крепления распорок, на стропилах наносим точки пересечения распорки и стропильной балки или кобылки.

С помощью того же строительного уровня через отмеченные точки необходимо сделать риски для запила стропил в вертикальной плоскости. По отметкам на стене с помощью обычной капроновой нитки нужно сделать линию для крепления горизонтального бруса.

Сборку каркаса под карниз крыши выполняем в обратном порядке – сначала крепим на стене брус, затем устанавливаем по уровню распорки, и только после этого запиливаем в одной плоскости концы стропил. Понятно, что все деревянные элементы каркаса необходимо обработать водоотталкивающей пропиткой и антисептиком.

Как сделать подшивку профлистом

Принцип обшивки достаточно прост. Из цельного профилированного листа вырезают отдельные полосы на ширину лобовой доски, это примерно 10-15 см. Если стропила уложены в каркас крыши неточно, и образуется волна, то заготовки под отделку нужно сделать с запасом в 4-5 мм.

Обычно ленты из профлиста режут не сразу, а по мере укладки облицовочного материала на карниз. Первым делом нужно сделать облицовку лобовой доски по всему периметру крыши.

Крепеж выполняется с помощью оцинкованных саморезов с компенсирующими шайбами. Для выравнивания каждой ленты используется натянутый шнур, но перед окончательным креплением нужно сделать проверку положения облицовки по строительному уровню. При укладке металла обязательно нужно сделать перехлест в одну волну, как это делается при укладке на крыше профлиста.

Нижний край облицовки карниза может не иметь ровной линии, быть ступенчатым, это не имеет особого значения, главное — выровнять полоски по верхней кромке, которая заходит под крышу. Нижнюю кромку карниза все равно закроет накладной уголок, поэтому бороться за идеальную конфигурацию не имеет смысла.

На втором этапе нужно подшить профлистом основание. Для этого под горизонтальный брус набивается пластиковый профиль, используемый при сборке софитов или ПВХ панелей. Для подшивки плоскости можно заранее сделать необходимое количество заготовок, и только потом крепить к каркасу.

На завершающем этапе нужно уложить декоративный уголок, закрывающий все линии стыковки подшивочных листов карниза. Уголок нужно сделать на специальном гибочном станке, так как от правильности линий и геометрии декора будет зависеть впечатление обо всей работе.

Самодельные декоративные карнизы

Изготовленными самостоятельно можно назвать и те изделия, которые выполняются профессиональными резчиками по дереву или кузнецами, то есть, аксессуары высокого класса художественного исполнения, но изготовленные вручную. Стоимость таких карнизов часто в разы превышает цену высокодекоративных моделей промышленного выпуска, но при этом серийных. Мы же рассмотрим технологии, не требующие профессионального мастерства и дорогостоящих материалов, но позволяющие собрать изделие достаточного уровня эстетичности.

Карнизные багеты из металлических труб или прутьев

Самый доступный в быту подходящий для изготовления карниза металл – водопроводные трубы диаметром ½ и ¾ дюйма, как оцинкованные, так и чёрные. На цинковое покрытие большинство красок ложится даже лучше.

Прежде всего, в зависимости от величины пролёта, выбирают диаметр трубы и количество кронштейнов. На карниз для узкого окошка или двери (менее 0,8 м) можно использовать полдюймовую трубу, на больший пролёт лучше взять материал диаметром в ¾. Если ширина оконного проёма больше 1,5 м, то карнизное устройство нужно крепить на 3 кронштейна – по краям и посередине.

Карнизы из стальной водопроводной трубы с соединительной фурнитурой

Отступив 15-20 см в стороны от боковых откосов оконного проёма, получают общую длину карниза, и отрезают нужный кусок трубы. Если креплений будет 3, то отрезанный фрагмент режут пополам. Затем на всех концах двух полученных кусков нарезают леркой резьбу (3-4 витка), сняв предварительно фаску на их наружных кромках и смазав солидолом.

Из такой же трубы отрезают патрубки длиной 10-15 см – по количеству креплений, и на каждом с одной стороны также нарезают резьбу. Затем нужно приобрести или вырезать самому болгаркой из листовой стали толщиной 3-5 мм опорные «пятачки» по числу патрубков и просверлить в них отверстия с зенковкой под саморезы. К пятачкам строго перпендикулярно их плоскости привариваются патрубки – торцом без резьбы, сварочный шов шлифуется болгаркой, и карниз можно полностью собрать на резьбовых соединениях: 2 патрубка соединяются со штангой трубными отводами соответствующего диаметра, а третий – тройником.

Вариант самодельного карниза из стальной трубы и отводов

Важно! Если для изготовления карниза используется труба без цинкового напыления, то по готовности составляющих (до сборки) можно одним из способов выполнить их воронение (чернение), которое придаст поверхности тёмный оттенок и защитит от коррозии.

В качестве финишной отделки можно использовать покраску в подходящий цвет – нитрокраской из баллончика или автоэмалью с помощью кисти. Использовать масляную краску нежелательно – кольца по такому лакокрасочному слою скользят плохо.

Описанию поможет просмотр этого видеоролика:

Для изготовления карниза небольшого пролёта (до 1,5 м) можно использовать также стальной прут квадратного сечения 12х12 мм, который вполне пригоден в качестве карнизной штанги. Чтобы сделать штангу декоративной, отрезанный по размеру прут размечают по длине на несколько участков, после чего на токарном станке или с помощью ручных механических приспособлений выполняют через один их закручивание на равное число оборотов. Прут-шестигранник также можно закрутить вокруг свой оси, как участками, так и на всю длину.

Механические устройства ручного действия для скручивания металлических прутьев

Штангу для карниза можно изготовить и из стального прута круглого сечения диаметром 15-20 мм. Если такой элемент по всей длине подвергнуть горячей ковке с последующим воронением, то аксессуар приобретает вид элемента интерьера под старину. Если концы штанги расплескать, то они становятся ограничителями для колец, но оформить их можно и деревянными декоративными набалдашниками.

Смонтированные по месту карнизы на деревянных и металлических кронштейнах

Для обоих видов штанги нетрудно изготовить и кронштейны – они могут быть как из дерева, так и металлическими – коваными, гнутыми, точеными. В продаже можно найти и готовые комплектующие простейших конструкций.

Варианты исполнения металлических кронштейнов

По креплению кронштейнов вопросов не возникает – обычно монтируются саморезами в отверстия, уплотнённые капроновыми дупелями, на одной высоте от пола.

Карнизы из полипропиленовых трубок

PP-трубы также могут быть использованы для изготовления самодельных карнизных приспособлений. Конструкция готового багета будет отличаться от изготовленного из металлических труб аксессуара только способом сборки, прочностью и весом.

Изделие собирается из тех же составляющих, что и в случае с металлическими трубами – PP-труба диаметром 3/4 дюйма, идентичные отводы и тройник, опорные пятаки.

Комплектующие и узлы самодельного карниза из PP-труб

Сборка элементов выполняется с помощью специального устройства – утюга, навыки работы с которым приобретаются после двух-трёх пробных соединений.

После сборки карниз окрашивается краской из пульверизатора или баллончика.

Окрашенные под красную медь и латунь карнизы из РР-трубы

Изделия долговечны, устойчивы к большинству видов бытового воздействия, но вследствие гибкости полипропилена не пригодны для размещения тяжёлых штор, да и для лёгких расстояние между кронштейнами не должно быть более 1 м.

Деревянные карнизные устройства

Карнизные багеты из дерева, как и металлические, выпускаются различных видов.

Если рассматривать устройства штангового типа, то их конструкция не отличается от металлических – та же штанга с кронштейнами, только выполненная из дерева. Штангу вытачивают на токарном станке из бруска необходимой длины. Древесина может быть любого распространённого вида, но без сучков. После окончания токарных работ перекладину шлифуют наждачной бумагой, покрывают лаком и устанавливают на стену или потолок с помощью кронштейнов.

Различного исполнения деревянные штанговые карнизы для штор

Второй вид карниза из дерева – с декоративной планкой также можно изготовить своими руками, при этом не обязательно владеть искусством художественной резьбы. Нужно ознакомиться с конструкцией таких карнизов, и выполнить копию аксессуара, но для оформления декоративной планки использовать готовый резной декор, имеющийся в продаже в магазинах мебельной фурнитуры.

Важно! Для декорирования карнизной планки вместо деревянных элементов резного декора можно использовать потолочный плинтус из полистирола, который клеится на основание и оформляется художественным способом – красками на водной основе.

Берётся гладко оструганная, с обработанными кромками доска толщиной 2-2,5 см, и к ней монтируются кронштейны. На лицевую сторону планки на клей ПВА крепятся элементы резного декора, после чего дожидаются высыхания клеящего состава и оформляют декоративную планку художественным способом – покрывают морилкой и лакируют.

Карниз с декоративной планкой может иметь в конструкции скрытую штангу или струну-трос для крепёжных колец.

Второй вариант исполнения этого аксессуара является оформительским – установка планки с кронштейнами (или без них) на основание поверх предварительно смонтированного там карнизного устройства струнного типа.

Деревянные карнизы: слева – с направляющими в конструкции, справа – накладного размещения, без штанги

Бамбуковые штанговые карнизы

Бамбук в России не растёт, но в настоящее время из Китая завозятся не только мебель и поделки из него, но и сами бамбуковые стволы и прутья, как свежие, так и сухие. Оригинальный карниз можно сделать также из старой бамбуковой этажерки или настенной полки, если позволяет длина и диаметр прутьев.

Стебли бамбука для штанги карниза: свежий и сухой отожжённый

Важно! Прочность бамбуковой штанги на изгиб можно повысить, если с прута удалить верхний слой коры, содержащий камбий – оболочку, придающую гибкость стволу.

Если для размещения штор планируется использовать кольца, то на бамбуковой штанге напильником обрабатывают поперечные утолщения, делая их обтекаемыми, но при этом важно не сточить лишнее, чтобы в этом месте не ослабить прут значительно.

Самодельные карнизы из бамбука: двухрядный и однорядный

Если же вместо колец используются петли из тесьмы, которые не перемещаются по штанге, то поперечные кольцевые утолщения на бамбуке можно оставить без изменений и даже сделать более рельефными с помощью автомобильной шпаклёвки, а затем покрасить перекладину в цвет живого ствола – сочный зелёный.

Для декоративного оформления штанги бамбуковых карнизов можно также отжечь её паяльной лампой, а затем покрыть бесцветным лаком.

Самодельные штанговые карнизы из сухого отожжённого и крашеного бамбука

Вариантов дополнительного декорирования бамбуковых карнизов может быть множество, в зависимости от статуса помещения и класса его отделки.

Карнизные приспособления из ветки дерева

Для размещения штор можно использовать и натуральный фрагмент ветки, обладающий необходимыми размерами и оригинальной формой. Необходимо только, чтобы древесина была мёртвой и не содержала насекомых-паразитов.

Выбранную ветку обрезают по размеру и удаляют с неё всё отслаивающееся и поражённое. Затем заготовку сушат, удаляют с неё торчащие сучки, обрабатывают наждачной бумагой и покрывают лаком – лучше полуматовым, сохраняющим натуральность изделия.

В зависимости от конфигурации аксессуара, к нему подбирают кронштейны, и крепят по месту, после чего на ветке располагают шторы – на кольцах или петлях из тесьмы.

Самодельные карнизы из натуральных веток дерева

Важно! В деревянных домах особенно важно обработать ветку антисептиком против насекомых-точильщиков, например, «Антижук», что убережёт от заражения им строение.

Верёвочные карнизы-ванты

Оригинальные устройства для размещения штор можно соорудить из качественной верёвки, но она не должна иметь пропитку, как, например, пеньковая, иначе в помещении будет присутствовать запах масла.

Такой карниз не имеет универсальной конструкции и может быть оформлен самыми разнообразными способами, но на его концах, естественно, должны быть кронштейны для крепления к стене или потолку.

Карнизные ванты для штор

При желании в верёвку можно вплести декоративные элементы, или окрасить её в более яркий цвет.

Комбинации из спортивного инвентаря

Для размещения занавесей можно использовать и весло, и старые клюшки для гольфа или хоккея, но отреставрированные и покрытые защитным слоем краски или лака. Такой вариант карнизов особенно уместен для оформления комнат, предназначенных для детей-подростков.

Гребное весло в качестве карниза

Весло можно дополнительно оформить искусственными водорослями. Кронштейны мастерятся, естественно, с привязкой к используемому аксессуару.

Карнизы из спаренных клюшек: для гольфа и хоккейных

Такое устройство отличается не только оригинальностью, но и прочностью, причём, закрепить на стене его можно без повреждения инвентаря, и в последующем – демонтировать и использовать по прямому назначению.

Если в помещении выполнена дорогостоящая отделка, а интерьер выдержан в определённом стиле, то, если вы не мастер по изготовлению карнизов, сделать что-то достойное вряд ли удастся. Но можно без опасений попробовать себя в этом амплуа, к примеру, на даче, так как для комнаты без особых изысков сделать своими руками приличный карниз для штор вполне реально.

Виды софитов

Софитные панели могут изготавливаться из различных материалов, и в зависимости от этого подразделяются на металлические (оцинкованные, алюминиевые, медные) и пластиковые (виниловые). Каждая из разновидностей имеет свои особенности, преимущества и недостатки. В то же время процесс их установки во многом сходен и имеет не так много отличий друг от друга.

Софиты под крышу имеют перфорированную структуру, что способствует свободной циркуляции воздуха и защищает материал от сырости, плесени и гнилостных процессов. Неперфорированные софиты не используются для кровли, но применяются с целью отделки закрытых помещений.

Если же говорить о производителях, то в настоящее время немало фирм, выпускающих качественные софитные панели. Например, большой популярностью вследствие своего высокого качества пользуются софиты Деке для подшивки кровли, производимые компанией Деке Экстружн (Docke Extrusion). Их гарантийный срок составляет 50 лет, что безусловно является отличным показателем для таких изделий. Другие известные производители софитов – такие фирмы как Mitten, Grand Line, Holzplast и т. д.

Инструменты и материалы для монтажа софитов своими руками

Подшивка софитными панелями кровельных свесов – дело несложное, а потому обычно можно обойтись без помощи специалистов, произведя установку софитов своими руками. Конечно, небольшие навыки и старание для этого всё же потребуются.

Прежде, чем браться за такую работу, следует ознакомиться с инструкцией по монтажу софитов для крыши и подготовить необходимое оборудование.

Набор инструментов, необходимый для монтажа софитов своими руками, включает следующее:

  • рулетку;
  • уровень;
  • нож;
  • столярный молоток;
  • ножницы по металлу;
  • уголок;
  • ножовка с мелкими зубцами;
  • электродрель;
  • дисковая пила.

Без последних двух инструментов можно обойтись, но они сильно облегчают работу и ускоряют процесс монтажа.

Расчет необходимого количества материалов производится довольно просто: карнизные свесы условно разделяются на прямоугольные участки, и для вычисления площади каждого из них длина умножается на ширину. Далее, исходя из размера самих софитных изделий, вычисляется необходимое количество панелей для монтажа. Конечно, при покупке желательно взять немного больше материала, предусмотрев некоторый запас – на случай погрешностей в расчетах и ошибок в работе.

Помимо самих софитных панелей, в процессе монтажа используются те или иные дополнительные элементы к ним: J-фаски, J-профили, H-профили, иногда внешние и внутренние уголки. К числу необходимых элементов относятся также деревянные бруски для сооружения каркаса подшивки (обычно сечением 5 на 5 сантиметров). Наконец, для установки требуются и крепежные детали: чаще всего при монтаже софитов используются дюбели и оцинкованные самонарезающие шурупы.

Инструкция по установке софитных панелей

Для установки софитных панелей под кровельные свесы необходимо вначале соорудить каркас или короб, к которому они будут крепиться. С этой целью один брусок сечением 5 на 5 сантиметров крепят к стене дома посредством дюбелей. Еще один брусок закрепляется с внутренней стороны карнизной доски, после чего набивают поперечные рейки, соединяющие эти два бруска. Фиксацию брусков к стропильным конструкциям можно сделать с помощью саморезов.

Далее производится крепление самих софитных панелей. С этой целью, в соответствии с предварительно произведенными измерениями, софиты нарезаются на отрезки требуемых размеров.

Крепление софитов к тем или иным конструкциям осуществляется посредством дополнительных элементов. J-фаской подшиваются карнизные свесы кровли. Функция H-профилей состоит в креплении софитов в местах поворотов под прямым углом. Они могут использоваться также для непосредственного соединения самих панелей друг с другом. Посредством J-профилей осуществляются боковые примыкания софитов к карнизам и прочим конструкциям: софитные панели на боковых участках вставляются в J-профили и фиксируются в них.

Помимо этого, между собой софиты крепятся также при помощи крючков и отверстий, расположенных по краям.

В зависимости от разновидности панелей и конфигурации кровельных свесов, инструкция по монтажу софитов может иметь определенные отличия, однако, благодаря использованию замковых элементов и вспомогательных приспособлений, установка их в любом случае является делом несложным.

Разновидности карнизов

Большинство современных домов имеют двухскатные крыши. При такой конструкции строение имеет две боковые стены и две фронтальные. Причем, боковые расположены с тех сторон, куда спускаются стропильные ноги кровли, а фронтальные – не имеют свесов.

Обустраивать карнизы необходимо и со стороны боковых стен, и над фронтальными тоже. Ведь свесы выполняют целый ряд функций:

  • украшают дом, закрывая стропильную конструкцию;
  • защищают крышу от ветра, холода и влажности, проникающих через открытые концы стропил;
  • являются частью вентиляционной системы подкровельного пространства: через отверстия в карнизах воздух проникает под крышу, проветривает слои тепло- и гидроизоляции, а затем выводится через конек;
  • закрывают верхнюю часть стен от ветров и косых дождей, предотвращая намокание дома.

Важно! Есть конструкции крыш, не предусматривающие устройство карнизов, существуют и укороченные варианты свесов. Однако для большего теплосбережения внутри дома и защиты его от влажности лучше все-таки оборудовать крышу карнизами.

У четырехскатных (вальмовых) крыш фронтальный карниз отсутствует, ведь здесь стропила выходят на все четыре стены дома. В двускатных крышах фронтальный карниз является боковым скатом наклонной кровли. Выполняют такой свес, закрепляя на стропилах несущие перекладины, которые выступают над стенами.

Часто можно встретить конструкцию, при которой свес является продолжением обрешетки, которая набивается на слой пароизоляции. Тогда карнизная доска крепится прямо на доски обрешетки.

Боковой карниз образовывают стропила, выступающие за пределы стен. Такие свесы есть у всех скатных крыш, их размеры могут быть разными, нормой считается карниз от 40 до 70 см. Для обустройства свеса нижние части стропил подрезаются в один размер и соединяются доской, к которой впоследствии будет крепиться обшивка карниза.

Очень важно в процессе подшивки карниза соблюдать режим вентиляции кровли. Если этого не сделать, теплый воздух начнет конденсироваться в воду, тем самым нанося вред материалам «кровельного пирога» и стен дома.

Внимание! Отверстия для вентиляции должны быть только у боковых свесов, тогда как фронтальные карнизы подшиваются наглухо.

Чем выполняется подшивка карниза кровли

Своими руками подшить карниз крыши можно с помощью нескольких материалов – на сегодняшний день их ассортимент достаточно велик. Выбирая обшивку, нужно руководствоваться не только эстетическим фактором, но и длительным сроком службы материала – он должен примерно равняться эксплуатации самой крыши.

Из наиболее часто применяемых для подшивки свесов материалов можно отметить:

  1. Профнастил. Представляет собой лист стали, покрытой цинком и цветными полимерными материалами, предотвращающими коррозию. Профнастил надежен, способен выдержать сильную ветровую нагрузку, перепады температур, повышенную влажность. При установке обшивки между металлопрофилем и стеной необходимо оставить небольшой зазор для циркуляции воздуха в подкровельном пространстве.
  2. Софиты – тот же сайдинг, только специально разработанный для подшивки карнизов. Отличительные особенности материала – наличие отверстий для вентиляции, специальное покрытие из полимеров, поглощающих ультрафиолет (препятствует выгоранию цвета). Софиты для свесов выполняются из меди, алюминия, оцинкованной стали. Наиболее распространенный вариант – софиты из винила. В наборе есть элементы таких конструкций с отверстиями для вентиляции, сплошные секции, соединительные и крепежные детали. Устанавливать софиты очень легко, в итоге получается гладкое сплошное полотно обшивки с нужным количеством отверстий. Монтировать софиты нужно только перпендикулярно стене дома, они не подходят для подшивки наклонных карнизов.
  3. Обрезная доска или вагонка из дерева. Не сдает позиций и натуральная древесина, она остается лидером среди материалов, применяемых для подшивки кровли. Дело в том, что дерево стоит недорого, подрезается в любой размер, а главное – обладает способностью «дышать», поэтому микроклимат подкровельного пространства не нарушается. Для подшивки свесов используют струганную доску, толщиной около 20 мм. Прибивая доски на карниз, нужно оставлять зазор между стеной и свесом примерно в 2 см (для температурного расширения древесины).
    ​Совет! При установке деревянной подшивки свесов, необходимо обработать доски антисептическими составами. Это продлит их эксплуатацию и защитит от появления гнили и грибка.

Варианты подшивки карнизов крыши

Есть два популярных среди кровельщиков способа подшивки карнизов:

  • по стропилам;
  • по деревянному каркасу (коробу).

Подшивка карниза по стропилам

Этот вариант применим только для крыш с небольшим углом наклона скатов. Самая большая сложность такого способа заключается в неравномерном размере стропильных ног. Чтобы карниз получился ровным и аккуратным, края всех стропил должны образовывать одну плоскость.

Если подрезать стропила в один размер не получается, необходимо воспользоваться дополнительной доской, которая крепится к нижнему краю стропил, перпендикулярно стене дома. Длина доски должна соответствовать расстоянию от стены до выступающего края стропила.

Сначала крепят доски к крайним стропилам одного ската, затем между ними натягивают веревку и относительно нее монтируют доски к остальным стропилам. Обшивают такой каркас с использованием металлических уголков и шурупов.

Подшивка карниза крыши по коробу

Этот вариант идеально подходит для крыш с большим углом ската. Для обустройства свеса к нижнему краю стропил необходимо закрепить доску шириной около четырех сантиметров. Другая сторона доски фиксируется на стену дома, вернее на предварительно установленную там вертикальную планку. Вместо этой поддерживающей планки можно использовать брус, который горизонтально фиксируют к стене дюбелями.

В итоге должен получиться каркас треугольного сечения, который после обшивки будет напоминать закрытый со всех сторон короб. Посмотреть на готовые варианты конструкций можно на фото или видео.

Важно! Крепить элементы карниза необходимо с помощью шурупов и уголков, гвозди в этом случае лучше не использовать – каркасу нужна хорошая жесткость.

Отделка карниза софитами

Рассмотрим наиболее современный способ подшивки карниза крыши своими руками – обработку свеса виниловыми софитами. Выполнять работу необходимо в такой последовательности:

  1. Приобрести необходимое количество пластин, предварительно рассчитав, сколько понадобится глухих и перфорированных элементов. Вместе с тем необходимо подумать о направляющих, фиксаторах и крепежных элементах.
  2. На подготовленный короб из деревянных досок крепятся направляющие для софитов. Элемент сечением в виде буквы F (то есть фаска) крепится к планке, расположенной по краю стропильных ног. Планка J-образного сечения монтируется на стену дома. Чтобы направляющие располагались абсолютно ровно, необходимо заранее сделать разметку.
  3. Нужно измерить ширину карниза, то есть расстояние от стены дома до концов стропил. От полученного числа отнимают 6 мм и нарезают софиты в этот размер. Зазор необходим для теплового расширения материала, если его не сделать софиты ос временем «поведет», карниз покоробится и деформируется.
  4. Нарезанные софиты немного изгибают и аккуратно вставляют сначала в фаску, затем в паз.
  5. Крепят пластины через заводские отверстия, используя саморезы, длина которых не меньше 30 мм.
  6. В углах карниза софиты плавно подрезают под углом в 45 градусов, соединяют стыки с помощью Н-профиля.

Важно! Софиты из поливинилхлорида рекомендуется монтировать на карниз при температуре воздуха больше 15 градусов, иначе есть риск повреждения материала.

Нет принципиальных отличий в подшивке свесов софитами или доской, вагонкой, сайдингом. Начинающему кровельщику может пригодиться видео с пошаговым описанием каждого этапа работы по обшивке, а так же, фото готовых конструкций.

  • Виды крыш частных домов
  • Как правильно крыть крышу шифером
  • Как крыть крышу профнастилом своими руками
  • Устройство кровельного пирога под профнастил

Устройство свесов крыши, их польза и назначение

Свесом принято называть нижнюю часть крыши выступающую за уровень стен дома. Она предохраняет фундамент и стены от дождей. Ширина его может колебаться от 40 сантиметров до метра. В принципе, по правилам строительства вовсе не обязательно производить подшивку этой части здания.

Однако при этом могут произойти некоторые неприятности. Например, сильный ветер, подкравшись сбоку под незащищенную свесом кровлю, может попросту сорвать кровельное покрытие. Да и спрятать хочется изнанку кровли вместе со всеми слоями ее «пирога» — гидроизоляцией, утеплителем и некрасивой нижней частью стропил. По правилам подшивают крышу после всех работ по монтажу кровли. Также до этого должно быть проведено утепление всех наружных стен дома и их отделка. Т. е. подшивка это своего рода заключительный этап строительства и внешней отделки вашего дома.

Фронтонный и карнизный свес и их различие

Есть два вида свесов — горизонтальные, их еще называют карнизные и фронтонные. Карнизный свес образовывается нижней частью скатной крыши, а фронтонные свесы — это наклонные свесы образованные боковой частью ската.

#1.Карнизный свес.

Он составляет нижнюю часть наклонной крыши, способствуя прохождению воздуха на чердак. Это характерно для крыш чердачного типа. А вот у мансардных крыш воздух через свес поступает внутрь «кровельного пирога» — туда, где воздушная прослойка. Затем воздух продолжает свой путь наверх, до самого конька. Вот так и происходит вентиляция кровли.

А теперь представим, что свес будет плотно забит, к примеру, досками. Будет нехорошо – вентиляция не будет осуществляться. Однако если подшивку крыши не делать вовсе, то под кровлю смогут залезть мыши, залетать птицы или насекомые. Стропила нужно будет защищать краской, а то туман и влага повредят их.


Внимание! Из всего вышеперечисленного делаем вывод, что подшивку карнизного свеса нужно делать не плотную, а вентилируемую.

Эту самую вентиляцию можно выполнить несколькими способами:

  • Самый элементарный вариант – оставить щель между стеной здания и подшивкой. Если для подшивки используется профнастил, то этот зазор должен быть от 0,6 до 1,2 сантиметра, для вагонки или сайдинга – от 1 до 1,5 сантиметра.
  • Для таких вариантов подшивки карнизов крыши, как металлические листы, плиты или вагонка можно применять готовые вентиляционные решетки, которые монтируются в материал.
  • Если свес обшивают досками, для вентиляции делают щели между ними, от половины сантиметра до сантиметра.
  • Используя софиты, можно применить перфорированный материал, созданный специально для этих целей.

Правило № 1. По объему вентиляционные отверстия не могут быть меньше, чем одна пятисотая часть всей площади для вентиляции. При этом кровля на основе битума, а также фальцевого типа требует большего диаметра этих отверстий, чем глиняная черепичная кровля. Ведь последняя всё-таки «дышит».

Правило № 2. Все отверстия для вентиляции надо прикрыть решетками. Если это щели, то используем сетку. Такая мера оградит их от грязи, листьев, насекомых и птиц.


Пример карнизного свеса обшитого по горизонтали. Фото: krovmart.ru

#2.Фронтонный свес.

Он образуется боковой частью ската, расположенной под наклоном. Здесь о вентиляции беспокоиться не нужно, а вот о должной защите от ветра и влаги следует позаботиться. Иначе сильный ветер, дующий порывами, может загнать дождь между досками обрешетки, которые выступают наружу. А это уже серьезно, так как может намокнуть утеплитель, перестав хорошо сохранять тепло.

Внимание! Поэтому, при работе с отделкой фронтонного свеса на первый план выходит герметичность.


Пример фронтонного свеса.

Отделка кромки свеса

У обоих типов свеса с торцов имеются незакрытые элементы. У карнизного свеса это торцевые части стропил, а для фронтонного свеса – торцы обрешетки. Необходимо их аккуратно оформить, защитив при этом от непогоды. Кроме того, свесы карниза требуют установки вдоль них желобов водостока. В общем, отделка торцевой части свеса – это и есть отделка кромки. А из чего ее делать, зависит от того материала кровельного покрытия, которое вы применили. Кстати, зачастую в комплекте с кровельным покрытием уже имеется и набор для оформления и зашивки кромки.

Перед тем как производить подшивку карнизов крыши, надо обрезать вертикально, по одной линии, все торчащие стропила или кобылки. Обрезать их нужно строго на одном расстоянии от стены. Затем торцы стропил объединяют обвязочной доской, на которую прибивают лобовую доску (как правило, металлическую). Лобовая доска обычно есть в комплекте с металлической, керамической и битумной черепицей. Изготавливают эту деталь и из дерева, покрытого краской или составом для защиты. Именно на этой доске в дальнейшем монтируют водосточные желоба.

Фронтонный свес обрабатывают так. Сначала обрезают доски обрешетки, выступающие за стену. Линия отреза должна быть параллельна этой стене. Торцевая доска (деревянная или металлическая) прибивается к обрезанным краям обрешетки и к торцу бруса конька. Материалом для кровли, по длине равном длине карниза, прикрывают торцовую часть доски.

Два основных способа подшивки свесов

Многообразие вариантов подшивки свесов крыши велико. Это можно делать перпендикулярно и параллельно свесу, использовать целые листы или отдельные планки, применять различные материалы и конструкции закрепления деталей. Однако по сути технологий подшивки всего две.

Подшивка свеса прямо по стропилам

Это, пожалуй, легче всего. Главное – чтобы плоскость у нижних концов стропил была общая. Данный способ годится в первую очередь для крыш с малым уклоном, не больше 30 градусов, и выносом не больше 40 — 50 сантиметров. Подшивают по обрешетке, сделанной из досок или брусков и прикрученной к стропилам. Подшивочные планки можно располагать параллельно стене, по торцу стропил, а можно набить и перпендикулярно плоскости стропил.


Пример карнизного свеса обшитого по стропилам. Фото: dom.germanovich.com

Подшивка горизонтальная

Она незаменима, когда у крыши крутой скат. При этом монтаж проходит быстро, а материал существенно экономится. Для работы надо соорудить из брусьев так называемую коробку, прикрепив ее к стене и к стропилам (сверху и снизу). Чтобы вода, попав на свес, могла легко стечь, брус, находящийся на стропилах, должен быть на сантиметр ниже настенного бруса. От углов крыши до углов дома прибивают доски. Когда свес более 45 сантиметров, понадобится в середине еще один продольный брус. Остальные продольные брусья усиливают брусками, набив их перпендикулярно стене.


Пример монтажа обрешетки под горизонтальную обшивку свеса.

Подшивка фронтонного свеса – всегда по обрешетке

При этом не обращаем внимания на способ подшивки свеса карниза. Прямо на обрешетку крепят брус или доски. К этим брусьям или доскам, идущим вдоль фронтона, крепят обшивочные планки.

Материалы для подшивки

Выбирая материал для обшивки свеса, нужно согласовать это со стилем дома. Согласитесь – не особо эстетично будет выглядеть подшивка крыши пластиком белого цвета, если дом деревянный, да еще и темный.


Доска — лучше строганная, но подойдет и обрезная

Лучше брать доски хвойных пород дерева, шириной от 5 до 25 сантиметров, а толщиной от 1,7 до 2,2 сантиметра. Перед монтажом нужна обработка антисептиком, лаком или краской. Перед работой необходимо дать доске месяц полежать на улице под навесом – иначе если она будет слишком сухой или влажной, то потом она покоробится.

Обшивая свес, между досками делают щели в сантиметр или полтора для вентиляции. При монтаже досок перпендикулярно стенам их крепят с двух сторон (если свес широкий, то и в третьем месте – в центре доски). Если доски монтируют параллельно стенам, закрепляют их через каждый метр.

Стоит она недорого, от 120 $ за кубометр, или от 2,2 $ за квадратный метр.

Вагонка деревянная

Этот материал хорош тем, что уже обработан (в отличие от досок), поэтому и пользуется большим спросом. Для обшивки свеса необходимо брать влагостойкую вагонку, предназначенную для работы в данных условиях. Как и доску, этот материал тоже надо перед монтажом месяц подержать на открытом воздухе. Способы монтажа такие же, как и для доски, только щели оставлять не нужно. Вместо этого используют готовые решетки для вентиляции, на расстоянии друг от друга 1,5 метра.

Стоимость – от 6 $ за метр квадратный.

Фото: hibara.net

Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг

Для подшивки нужен сайдинг, имеющий защиту от влаги. К нему в комплекте приобретается все необходимое: это и полосы в виде буквы «П» для отделки края, и уголки для крепежа мест соединений планок, и решетки для вентиляции. Монтируют планки перпендикулярно стенам, крепя их в двух, трех или четырех местах. Число мест крепления зависит от того, какой ширины свес. Крепить ПВХ панели вдоль свеса крыши не рекомендуется так как он не такой жесткий как деревянные планки и требует большого количества креплений и может прогибаться.

Стоимость – от 4 $ за метр квадратный.

Профнастил (профлист)

Этот материал прост в монтаже – ведь его можно класть большими плоскостями, а крепить с таким же расстоянием, как доску. Высотой его профиль может быть от 0,8 до 2 сантиметров. При подшивке свесов крыши профлистом оставляют зазор от 0,6 до 1,2 сантиметра (зависит от температурного расширения). Вентиляцию делают при помощи специальных решеток.

Стоимость – от 9 $ за метр квадратный.

Фото: www.ruspolekb.ru

Листовой металл

Это может быть оцинкованная или покрытая полимером сталь, а также алюминий или медь. Толщина листов – от 0,6 до 0,8 миллиметра, а длина — до 6 метров. Для вентиляции можно или решетки готовые вставить, или перфорированные куски листов. Там, где проходит линия отреза, стальные листы обрабатывают от коррозии (для алюминия и меди это не нужно). Минус применения таких материалов — то, что для резки нужен специальный инструмент.

Стоимость – от 5 $ за метр квадратный.

Фанера и ОСП

Для подшивки свесов, берут марки материалов, которые являются водостойкими. Плиты эти достаточно жесткие, монтировать можно большими кусками. Для этого делают коробку из деревянных брусков – плиты привинчивают к ней. Крепят их через каждые 1 — 1,2 метра. Для вентиляции врезают готовые решетки. Свес из этого материала непременно нужно покрасить, иначе он выглядит не очень красиво.

Фанера стоит около 6,5 $ за метр квадратный, ОСП – примерно в 2 раза дешевле.

Подшивка крыши софитом — быстро, просто и надежно

Софиты — это планки, выпускаемые специально для подшивки свесов. Они могут быть сделаны из самых разных материалов. В частности, из таких как ПВХ, сталь, медь, алюминий. Имеющие большую палитру цветов и различную фактуру, софиты могут быть подобраны к дизайну любого дома.

В комплекте их имеются следующие основные детали:

  • Софитные панели;
  • лобовые планки (иначе, фаски);
  • профили J-образной формы, имеющие пазы;
  • финишные планки.

Внешний вид софита и доборных элементов может отличаться в зависимости от производителя и материала изготовления.

Софитные панели бывают тройные, двойные и одинарные, сплошные (для фронтонов) и перфорированные (для карнизов).

Надо заметить, что подшивка свесов крыши софитом значительно упрощает работу. Для этого не требуется привлекать опытных строителей – и самому можно справиться. Нарезать планки согласно ширине свеса и закрепить их перпендикулярно стенам на профилях с пазами – вот и вся хитрость монтажа.

Стоят планки из ПВХ от 10 — 12 $ за квадратный метр, а крепежные планки и фаски – в 5 раз дешевле.

Сравнение цен на материалы для подшивки свесов крыши, цена указана за 1 м2:

Инструкция по подшивке свесов софитами

В зависимости от фирмы изготовителя и материала изготовления софитов и доборных элементов правила по монтажу софитов могут отличаться. Поэтому всегда ознакамливайтесь с инструкцией производителя. В данном случае будет рассмотрена подшивка свесов крыши при помощи виниловых софитов.

Существует несколько конструктивных особенностей крепления панелей софитов:

Чаще всего монтаж софитов производят горизонтально, хотя в некоторых случаях применяют и крепление вдоль стропильных ног. Для горизонтального крепления делается специальная обрешетка, как ее сделать описано выше или в видео инструкции представленной ниже. Затем на эту обрешетку крепят все необходимые элементы.

1. Для начала отмеряют J-профиль необходимого размера, для этого прикладывают профиль поперек свеса и наносят метку.
2. Отрезать профиль по размеру можно при помощи «болгарки», режется все быстро, а срез остается ровным.
3. После этого профиль крепят к деревянному каркасу при помощи саморезов.
4. После того как закреплены все профили замеряют расстояние между двумя профилями, чтобы узнать размер софитной планки. После этого нарезают планки софита необходимого размера.
5. Для установки планки ее заводят сперва в пристенный, а затем в карнизный свес и закрепляют при помощи саморезов к деревянной обрешетке.
6. Если при подшивке не используется J-фаска, то лобовая часть свеса тоже зашивается софитами.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*