admin / 05.06.2019

Масляные краски

Масляные краски

Состав и особенности

Материал обладает ярким насыщенным цветом.

Из названия материала можно догадаться, что он приготовлен на основе масла. Раньше для приготовления красок использовали природные масла, сегодня это слишком дорого, и в составе покрытия используются комбинированные и синтетические олифы, а также алкидные смолы.

В этих олифах находятся суспензии пигментов и наполнителей, которые, чаще всего, представляют собой мелкотертые неорганические порошки различных оксидов и солей, а также минеральных пород и добавок.

Для разбавления краски и придания ей необходимой консистенции используют летучие органические растворители:

  • уайт-спирит,
  • толуол,
  • ацетон,
  • скипидар,
  • ксилол и прочие.

На фото — порошки различных пигментов.

Важно!
Когда натуральная или синтетическая олифа контактирует с воздухом, то наблюдается окислительная полимеризация и вещество начинает твердеть, на его поверхности образуется пленка и постепенно материал становится твердым.
Этот эффект взят за основной принцип работы масляной краски как декоративного и защитного покрытия.

Пигменты позволяют добиваться нужного оттенка и окрашивать смесь в различные тона. Они бывают органические и неорганические, но для приготовления масляных составов органические практически не используют.

Минеральные можно разделить на две основные группы:

  1. Ахроматические. Используются для получения белого, черного и серого цветов. Это могут быть цинковые, титановые или свинцовые белила, литопон, графитовая пудра, чернь, технический углерод или сажа, латунная, бронзовая или алюминиевая пудра;
  2. Хроматические. Используются для получения различных цветов радуги и их оттенков. Делятся на железнооксидные, свинцовые и прочие, чаще всего используют метагидроксид железа и трехвалентный оксид железа, железный сурик, глёт, свинцовый сурик, различные кроны, а также смеси оксидов и солей хрома, кадмия, кобальта и других металлов.

Железный сурик – типичный представитель ахроматического пигмента.

Так как мы имеем дело с суспензией нерастворимых частиц в масле, то перед использованием состав следует обязательно перемешивать, ведь частички пигментов и наполнителей со временем падают на дно раствора.

Если краску не перемешать, то более высокие слои будут менее насыщенны, тогда как у дна будет очень густая и яркая краска. Это приведет к тому, что при нанесении на стене возникнут области с разной интенсивностью цвета, что выглядит нехорошо.

Валиком работать проще и быстрее.

Наносится раствор кисточкой, валиком или распылителем. Наибольший расход наблюдается при работе кистью, но такой способ позволяет более тщательно прокрашивать поверхность, особенно когда она рыхлая, пористая, рельефная или сложная.

Также хорошо себя зарекомендовал пульверизатор, который часто называют:

  • «краскопульт»,
  • аэрограф,
  • распылитель.

Перед нанесением масляной краски требуется подготовка поверхности и ее грунтовка. Это свойственно всем отделочным покрытиям. Наносить на старую краску можно при условии, что она тоже масляная и хорошо держится на поверхности.

Перед нанесением покрытия поверхность следует подготовить.

Покрывать можно металлические, деревянные, кирпичные, каменные, бетонные и оштукатуренные поверхности. Материал лучше использовать для наружных работ, а внутри применение отделки на основе органических растворителей и свинца лучше ограничить.

Кроме токсичности, аллергенной и канцерогенной активности, масляные ЛКМ обладают еще одним нежелательным для жилых помещений свойством: они не пропускают пар. Покрытые такой краской стены перестают дышать и поддерживать естественную влажность в помещении, что приводит к ухудшению микроклимата.

Важно!
Использование масляного материала внутри жилого помещения оправдано только тогда, когда паронепроницаемость является желательной: в ванных комнатах, в подвалах, на открытых балконах, в туалетах и т.д.

Используйте материал для наружных работ.

Применять масляную краску для вскрытия стен в спальнях, гостиных, застекленных лоджиях и прочих жилых зонах мы не рекомендуем. Раньше это было оправдано отсутствием альтернативы, но сегодня есть масса более подходящих для таких целей составов.

Дело тут не только в запахе, существуют масляные покрытия без запаха, да и после хорошей сушки растворитель выветривается.

Однако внутри слоя остается мизерное количество растворителя, который продолжает поступать в атмосферу. Это безопасно с точки зрения отравлений, но может провоцировать аллергические реакции и рост раковых клеток у чувствительных к этим веществам людей.

Соблюдение техники безопасности спасло немало жизней.

Важно!
Работать с покрытием следует в защитной одежде, респираторе и очках, особенно внутри помещения.
Обязательно обеспечить постоянный приток свежего воздуха, иначе находиться в помещении будет опасно.
Если вы в процессе нанесения масляной краски почувствовали симптомы недомогания или опьянения, срочно покиньте зону проведения работ.

В последнее время наиболее часто масляные составы применяют для окрашивания изделий из черных металлов, особенно тех, которые находятся на улице: спортивных снарядов, газовых и водопроводных труб, элементов городской инфраструктуры и т.д.

Также достаточно широко применяется этот материал для покрытия деревянных изделий:

  • отделки фасадов из вагонки,
  • лавочек,
  • беседок,
  • окон,
  • дверей,
  • и подоконников.

Масляные составы нашли широкое применение в окрашивании деревянных изделий.

С применением цинкового порошка можно создать прекрасное средство антикоррозийной защиты (электропроводная краска Zinga), а использование специальных добавок позволяет создавать огнезащитные краски по металлу Полистил.

Важно!
Применение масляных ЛКМ для покрытия детских комнат, спален и гостиных считается неприемлемым по современным нормам, но для наружных работ, покрытий для мест общественного пользования, защиты металлических и деревянных поверхностей такие материалы вполне подходят.

Преимущества и недостатки

Материал часто используют для окрашивания деревянных фасадов.

Это достаточно избитая тема, но в большинстве публикаций наблюдается явный перекос в пользу недостатков масляной краски. Это вызвано, скорее всего, маркетинговой политикой, и вдаваться в ее дебри мы не будем.

Безусловно, недостатки есть у любого материала, но когда речь заходит о масляных покрытиях, то все почему-то приводят в пример окрашенные ужасной серо-зеленой краской подъезды, забывая при этом, что окрашены эти подъезды давно, и окрашены еще советской краской.

Вне всякого сомнения, современные материалы ведущих мировых производителей, а в большинстве это касается и отечественных, ничего общего, кроме названия, с покрытием старых подъездов не имеют.

Именно такие примеры использования масла приводят критики этого покрытия.

Современные материалы имеют базовый набор недостатков, но преувеличивать их значение не стоит:

  • Наличие в составе смеси токсических растворителей – летучих органических соединений, которые активно испаряются при комнатных температурах и отравляют окружающую атмосферу. Здесь надо сказать, что после трех-четырех суток практически весь растворитель выветривается, и токсикологическая опасность исчезает, но остается вероятность аллергических реакций и канцерогенной активности;
  • Нулевая паропроницаемость. Это качество в ряде случаев становится серьезным недостатком, ведь окрашенные таким составом стены жилых помещений перестают поддерживать нормальный газообмен и приемлемую влажность, что отрицательно сказывается на микроклимате помещения;
  • Недостаточная эластичность. Часто масляные составы плохо справляются с температурными расширениями и прочими изменениями геометрии основы, на которую они нанесены, что приводит к растрескиванию покрытия. Продукты известных производителей с хорошей репутацией, как правило, лишены этого недостатка.

А так выглядит современная краска.

Также можно назвать и ряд преимуществ данного покрытия:

  • Универсальность. Материал можно применять на различных основах: металле, дереве, камне, бетоне, штукатурке. Также он используется для наружных и внутренних работ;
  • Прочность и устойчивость к износу. Покрытие получается достаточно прочным, стойким к истиранию, ударам и прочим механическим воздействиям;
  • Влагостойкость. Краска не боится и не пропускает влагу, что стало одним из основных аргументов использования ее для покрытия металлических деталей, фасадов и прочих открытых конструкций и их частей;
  • Простой уход. Покрытие легко моется, не боится бытовой химии, не стирается и не смывается тряпками и прочими средствами чистки;
  • Хорошая адгезия. Масляная краска отлично держится на поверхности, и при правильном нанесении может прослужить достаточно долго;
  • Доступная цена и хорошая укрывистость. Ознакомиться с нормами затрат и расходов можно при помощи таблицы ГЭСН 15-04-025-8 «Улучшенная окраска масляными составами по штукатурке стен».

Важно!
Следует трезво и без эмоций оценивать достоинства и недостатки любого материала, и вы обнаружите, что в своей области он вполне востребован и применим.

Нанесение

Запоминаем правила нанесения покрытия на стену.

Для тех, кто не боится работать своими руками, наша традиционная инструкция:

  1. Поверхность стены освобождаем от старого отделочного покрытия. Если нанесена масляная краска, то ее можно оставить, при условии, что она хорошо держится на поверхности. Снять покрытие можно с помощью растворителя, паяльной лампы или фена, а также металлической щеткой и стамеской;

Счищаем старое покрытие.

  1. Если штукатурка старая и имеет изъяны, ее следует пропитать слоем олифы, а затем зашпаклевать дефекты масляной шпаклевкой. После этого поверхность следует отшлифовать наждачной бумагой;

Ремонтируем старую штукатурку.

  1. Со стены сметаем пыль и наносим слой грунтовки. Для этого можно приобрести готовый состав или разбавить краску олифой до жидкой консистенции и растушевать кистью по поверхности;

Грунтуем стены жидкой краской или специальной грунтовкой.

  1. После высыхания грунта наносим основное покрытие кистью или валиком тонким слоем, после застывания которого процедуру повторяем. Наносить материал одним толстым слоем нельзя, так как возникнут волны и потеки.

Наносим основное покрытие тонкими слоями.

Совет!
Чаще всего достаточно нанести два слоя покрытия, если этого недостаточно, то можно нанести третий.
Делать более трех слоев не имеет практического смысла.

Особенности краски на масляной основе

Прежде чем решить, стоит ли приобретать данный материал для проведения предстоящих ремонтных работ, хорошо бы подробно ознакомиться с преимуществами и недостатками такого выбора.

Плюсы

Универсальность масляной краски давно известна. Этот состав ложится на любую поверхность и держится за неё мёртвой хваткой. Дерево, бетон, штукатурка, пластик, кирпич, стекло – все эти основы могут быть успешно окрашены при помощи этого средства.

Можно отметить такие достоинства этого материала:

  • обладает высокими антикоррозионными свойствами, поэтому именно масляной краской зачастую обрабатывают металлические конструкции;
  • покрытие образует твёрдую плёнку, устойчивую к механическому воздействию;
  • поверхность, выкрашенная масляной краской, становится водоотталкивающей, легко моется и не боится воздействия бытовых чистящих средств;
  • красящий состав, нанесённый на правильно подготовленную основу, прослужит долгие годы, надёжно защищая поверхность от повреждений;
  • работать с масляной краской несложно, никаких серьёзных профессиональных навыков для этого не требуется;
  • средство обладает хорошей укрывистостью, то есть качественно перекрывает исходный цвет окрашиваемой поверхности;
  • материал может использоваться не только для внутренней отделки, его с успехом применяют при проведении фасадных работ, а также для окрашивания практически любых объектов, находящихся на открытом воздухе (кровли, лавочек, беседок, заборов и т.д.).

Масляной краской покрывают хозяйственные постройки внутри и снаружи, подсобные и производственные помещения. Современная отделка лестничных клеток в подъездах зачастую до сих пор проводится с использованием этих же красящих средств.

Материалом на масляной основе подновляют внешнюю отделку дачных домиков или коттеджей, красят дощатые полы, стены и потолки.

К сожалению, составы имеют и ряд недостатков, которые могут послужить причиной для отказа от их приобретения и использования.

Минусы

Прежде всего, хотелось бы развеять миф о том, что существуют масляные краски без запаха. Характерный резкий и довольно неприятный «химический» аромат, который подолгу не выветривается, в той или иной мере будет присутствовать при работе с данным материалом.

Современные производители находят способы немного приглушить его, но нейтрализовать полностью пока никому не удаётся. Соответственно, если вы ищете красящее средство без запаха, то масляные растворы – не ваш вариант.

Из недостатков этого вида лакокрасочной продукции можно выделить следующие:

  • в составе масляной краски содержатся токсичные вещества, которые активно испаряются при высыхании свежего слоя покрытия и могут стать причиной серьёзного отравления; работать с этим красящим средством рекомендуется в респираторе и защитных очках;
  • даже после высыхания покрытия незначительное количество вредного вещества будет выделяться в воздух, а это способно спровоцировать аллергическую реакцию у людей с повышенной чувствительностью;
  • паропроницаемость покрытия практически нулевая, что может негативно сказаться на качестве отделки при резких температурных колебаниях (на поверхности появляются трещинки и пузыри);
  • олифа, на основе которой изготовлен красящий материал, имеет неприятное свойство желтеть со временем, отчего цвет окрашенной поверхности заметно меняется и тускнеет.

Несмотря на перечисленные недостатки масляных красок, практика снова и снова подтверждает целесообразность их применения. Эти составы обладают очень неплохими техническими характеристиками, а чрезвычайно доступная цена по-прежнему остаётся одним из важнейших факторов при их выборе.

Применение

Один из вариантов внутренней отделки помещения – покраска стен масляной краской. Это практично, недорого и просто. Особенно актуально это для поверхностей, уже покрашенных данным составом, поскольку подготовительный процесс значительно упростится:

  • на масляную краску аналогичный раствор ляжет прекрасно, если на поверхности не имеется трещин и прочих дефектов; адгезия будет на высшем уровне;
  • вы избежите утомительного и долгого процесса снятия старой краски, который порой ещё и влетает в копеечку.

С чего начать?

Начинают всегда с очищения стен. Их моют, если проблема только в накопившихся загрязнениях. Их зачищают при помощи шпателя, скребка, дрели со специальными насадками, строительного фена или химических составов, предназначенных для снятия старой краски (смывок), если покрытие находится в плачевном состоянии. В этом же случае требуется и выравнивание поверхности. На данном этапе используются шпатлёвочные стартовые и финишные смеси, наждачная бумага.

Ровную и гладкую стену полностью очищают от пыли (можно применить бытовой пылесос) и грунтуют.

Необходимость грунтовки заключается в следующем:

  • Уменьшается расход красящего материала.
  • Улучшается сцепление краски с поверхностью.

Грунтовочные смеси зачастую содержат антисептики, что очень актуально при отделке помещений с повышенным уровнем влажности; таким образом можно защитить помещение от появления плесени и прочих вредоносных микроорганизмов.

Инструменты подойдут самые простые:

  • малярные кисти и валик,
  • кювета для краски,
  • клейкая малярная лента.

Если имеется краскораспылитель, то можно воспользоваться им. В любом случае сначала оклеивают малярным скотчем стыки с потолком, дверные косяки, плинтусы, розетки и выключатели. Теперь можно красить.

Окрашивание

Начинают с труднодоступных мест, перечисленных в предыдущем абзаце. Их прокрашивают при помощи кисти. Далее наливают краску в лоток, напитывают ею шубку валика, отжимают лишнее на ребристой части кюветки и наносят состав на поверхность.

Прокатывать валик нужно с самого верха стены, водя им в вертикальном и горизонтальном направлениях поочерёдно.

Лучше условно разделить всю окрашиваемую площадь на квадраты и работать, не спеша продвигаясь от участка к участку.

Краска будет сохнуть как минимум сутки, и только после этого можно положить второй слой, чего обычно хватает для получения хорошего результата. Не забывайте тщательно проветривать помещение, стены которого окрашиваете масляной краской.

Если у вас есть дополнительная информация или интересный опыт использования масляной краски для стен, поделитесь им, пожалуйста, в комментариях.

Оцените полезность данной статьи от 1 до 5 при помощи звездочек рейтинга внизу страницы.

Вам также может быть интересно:

Покраска стен акриловой краской

Расход масляной краски

Как пользоваться разбавителем для масляных красок

Краска и олифа на основе масла

Для приготовления краски на основе масла употребляют растительные компоненты, добываемые из семян: льна, конопли, подсолнечника, рапса и др.; лучшим и прочным считается льняное масло. В малярном деле употребляется оно не сырым, а вареным, с прибавкой к нему некоторых веществ, придающих ему способность скоро твердеть и сохнуть на воздухе.

Приготовленное таким образом масло называется олифой, которая в городах и больших селениях имеется в продаже. Дома можно приготовить олифу следующим образом.

Навесить котел в безопасном от пожара и удобном для варки месте, влить в него требуемое количество льняного растительное масла для красок, прибавить на каждые 16 кг по 300 г сурику и 100 г умбры (если масло варится для желтой окраски пола или другого), подложить под котел дрова и варить масло на ровном жару. Когда масло будет кипеть, следует размешивать его палочкой и не давать пригорать ему к стенкам котла, отчего оно может сделаться темным, негодным для цветных красок, да и потерять способность к затвердению. Масло варится от 1-2 часов. Вполне сваренным считается масло тогда, когда:

  • оно издает неприятный запах;
  • когда усы гусиного пера или зеленая травка, опущенные в котел, быстро свертываются, как бы от огня;
  • когда капля масла, спущенная на руку, при растирании ее пальцем не маслится, а мылится, производя пену.

Приготовленная таким способом олифа должна иметь цвет светло-соломенный, или янтарный, в соединении с краской должна просыхать в 24-48 часов, не должна давать отлипа и должна сопротивляться жару и сырости Лучшая олифа получается из старого, отстоянного масла, когда оно варится в широком котле на легком жару и постоянно размешивается. Свежее масло требует более продолжительного кипения его, чем старое. После охлаждения приготовленную олифу сливают с осадка.

При кипении масла надобно зорко смотреть, чтоб пена его не выходила за края котла; от пламени огня пена может легко загореться и зажечь все масло в котле. Гасить его отнюдь не следует водой, а следует поскорее покрыть котел крышкой и снять его с огня. Крышка и крючья для снятия котла всегда должны быть приготовлены до варки масла.

Приготовленная дома олифа из лучшего масла и неспешно может быть по качеству выше находящейся в продаже, из неизвестно из какого масла и с какими примесями приготовленной. Во всяком случае купленную олифу следует подвергнуть испытанию.

Производство рабочего состава

Одной олифой покрывают разные плотничные и столярные изделия и тем охраняют их от сырости и придают им более или менее красивый вид. Но несравненно прочнее и красивее выходит, когда олифу смешают с хорошей краской и покроют ею тот или другой предмет несколько раз; смесь эту называют масляной краской и производство рабочего состава осуществляют следующим образом.

Перед тем, как сделать масляные краски, купленный в виде камня пигмент, или вообще твердый минерал разбивают молотком, толкут в ступке, растирают курантом на плите и просевают сквозь мелкое сито; купленную же в порошке только просевают. Просеянную краску сложат на плите в виде круглой грудки, в средине ее сделают углубление, нальют в него олифы столько, чтоб ею можно было замесить краску в массу, в которой могла бы стоять шпатля; тогда сложат эту массу с плиты в посудину и плиту вытрут дочиста. Из замешанной массы берут понемногу краски па плиту и растирают ее курантом, держа его обеими руками и кружа его по поверхности плиты.

Перед тем, как самому сделать масляные краски, размазанную по плите массу, равно и приставшую к куранту, той же шпатлей собирают на средину плиты и снова растирают, пока она вполне не соединится с маслом. Чем долее растирают краску на плите, тем она бывает прочнее в деле, то есть более сопротивляется сырости и менее выгорает. Вполне истертую краску переносят с плиты в ведерко, или в банку таким образом: соберут краску на средину плиты и приложат к ней шпатлю пластъю, и приставшую краску спустят со шпатли в приготовленную посудину тонкой палочкой, которую для этого держат сверх посудины. Для растирания красок имеются в продаже машинки.

Когда приготовленная краска не будет употреблена в дело в течение суток, тогда следует прикрывать ее слоем масла, которое потом пред употреблением краски сливать; оставленная же краска на несколько суток без масла может сверху засыхать и не годиться для дела.

Тертые масляные краски имеются в продаже в городах и в больших селах, только качество их более или менее сомнительно, так как неизвестно, из лучшего ли масла и высшего ли сорта белил и красок составлены они. Во всяком случае при покупке их следует быть осторожными и купленные исследовать.

Советы: какие кисти нужны для масляных красок

Важно знать о том, какие кисти нужны для масляных красок, а выбрать их помогут советы профессионалов. Красят посредством кистей, которые имеются в продаже разной величины и достоинства. Одни кисти продаются весом, другие — поштучно; но те и другие требуют от маляра некоторого приспособления их к делу. Весовыми кистями называются перевязанные ниткой пучки ровной щетины весом в 400, 200 и 100 г; употребляются они для окраски больших поверхностей: полу, стен и крыш дома. Штучные кисти для масляных красок снабжены рукояткой и употребляются для окраски столярных вещей, шкафов, сундуков, также дверей, оконных переплетов и проч. Весовые кисти бывают разной, доброты, лучшими считаются те, которые собраны из белой длинной и ровной щетины. Такие кисти приспособляют к делу следующим образом.

Приготовят круглую рукоятку длины и толщины по величине кисти, вокруг конца первой уложат ровным слоем щетину и, отступя немного от верхнего края, перевяжут ее прочной тонкой бечевкой. Потом из крепкой бечевки делают несколько петель и, надев их на кисть, затягивают их возможно туже. Такими петлями обвязывают кисть далее половины ее. Для клеевой и водяной окраски приготовляют весовые кисти еще и другим способом: набирают длинной и жесткой щетины в легкий железный обруч и посредством ударов по столу выравнивают ее.

Потом приготовят круглую рукоятку, утолщенную с одного конца и доску, на которой просверлят несколько разных дыр, подходящих к толщине рукоятки; тогда подыщут кусок старой подошвы и сделают на ней дыру, равную тонкому концу палки. Вставив в кисть рукоятку тонким концом, проденут ее в меньшую дыру кожи и доски и начнут ударять молотком по толстому концу ее, и по мере надобности переставлять рукоятку с кожей из меньших по размеру в большие дыры; когда толстый конец рукоятки сравняется с обручем, тогда подровняют щетину, и кисть готова.

И небольшие покупные кисти с рукоятками также требуют со стороны маляра некоторого приспособления для работы. Их необходимо перевязать прочной голландской ниткой на две трети, потому что в купленных кистях щетина, имея малую перевязь, бывает длинна и неудобна для крашения ею. Перевязку эту делают таким образом. Купят довольно длинную пробку, равную по толщине концу рукоятки, вставленному в кисть, прикрепят ее к рукоятке проволочным гвоздем и прочной голландской ниткой перевязывают кисть, начиная сверху до конца пробки посредством петель, окончательно закрепляют бечевку на рукоятке сверх кисти. Перевязь эта препятствует сползанию щетины и делает кисть более твердою и вполне годною для равномерного покрывания краской известных предметов.

Прочное устройство кистей и содержание их в порядке главное условие для успешного производства малярной работы. Самого лучшего материала и самого прочного устройства кисть можно испортить после одного употребления ее в дело, если только после оного кисть не будет тотчас надлежащим образом промыта теплой водой с мылом и вполне просушена. При обиходе же кисти могут служить очень долго. Чуть засохла кисть с краской, должно промыть ее скипидаром; волосяные кисти, употребляемые для клеевой окраски, после промывки скипидаром смазывают еще салом и завертывают в бумагу. В таком виде кисть не портится очень долго. Пред употреблением в дело обертывают кисть серой бумагой, прикладывают ее к горячему железу, причем все сало растапливается и впитывается в бумагу. При постоянном употреблении кисть с масляной краской на ночь сохраняют под водой или же погружают ее в краску, но ежедневно не промывают.

Грамотный подбор краски для стен по цвету

Очень важен профессиональный подбор цветов краски, поскольку от их сочетания зависит общее настроение и стиль. Для окраски полов в домах употребляется охра, желтая краска разных оттенков; лучшей считается французская охра. Для окраски окон и дверей в белый цвет употребляются преимущественно белила № 0, 1, 2 и крем-шифервейс, в желтый цвет—светлая охра, в коричневый — умбра и мумия. Грамотный подбор краски для стен по цвету начинается с определения общего стиля помещения и согласуется с заранее составленным проектом.

Для окраски стен в белый цвет употребляют белила, в серый — цинк-грау и цементную или же дикую —составную. В синий цвет — берут ультрамарин, берлинскую лазурь; в желтый — охру светлую, крон. Для зеленого цвета берут цинковую зеленъ и зеленую киноварь; для красного—мумию, сурик железный и сурик свинцовый. Для окраски крыш в зеленый цвет требуется медянка французская яр и цинковая зеленъ; в красный — сурик железный, сурик, мумия французская, черлядь, тот же сурик употребляется и при окраске баков для воды.

Из названных красок можно получить и другие цвета, смешав их одну с другой. Для окраски в серый цвет к белилам прибавляют немного сажи; голубой получают чрез прибавку к лазури и ультрамарину белил. Светло-зеленый цвет получают от прибавки белой краски к зеленой. От соединения синей краски с желтой получаются разные зеленые цвета.

Приготовив кисти и краску для известного дела, осуществив подбор цвета краски, подготовляют назначенные для окраски предметы. Подготовка эта состоит в том, чтоб все назначенное под окраску было совершенно сухо и очищено от пыли, копоти, грязи, ржавчины и старой краски; очистку производят щетками, кистями и стальными скребками, которыми стараются действовать осторожнее, чтоб острыми углами их не сделать на ровной поверхности повреждений. Для успешной очистки старую клеевую краску слегка водой смачивают; масляную же окраску моют крепким щелоком.

На деревянном полу старую окраску выжигают: горячим углём на железном листе, передвигая его с одного места на другое по мере надобности, или же скипидаром, покрывая им кистью уцелевшие места краски и зажигая его; в том и другом случае поступают осторожно и обгоревшую краску поскорее снимают скребком. Но так как и для новых построек часто употребляется суковатый лесной материал, и обрабатывается он мастерами спешно, да и не всегда острыми инструментами, то на поверхности полов, стен и крыш получается довольно сучков и углублений, мешающих ровной и прочной окраске их. Осуществляя подбор цветов краски для стен, потолков и прочих поверхностей следует учитывать, что необходима более интенсивная укрывания сила именно на таких местах.

К смолистым сучкам плохо пристает краска; в углублениях она ложится толстым слоем и долго не засыхает. Тогда маляру следует более смолистые и выдавшиеся сучки несколько порубить стамеской, чтоб поверхность их сделать шероховатой, способной держать краску, углубления же значительные заделать плотнику или столяру деревом, незначительные —подмазать прочной замазкой.

Подготовленную указанным способом поверхность можно выкрывать краской за несколько раз и достигать того, чтобы на ней образовался самый твердый слой краски, охраняющий ее от сырости, жару и прочих вредных воздушных влияний.

Лакокрасочная промышленность ежегодно добавляет все новые названия своей продукции для внутренних и наружных окрашиваний, применяемой при покраске любых поверхностей, в том числе, дерева. Но любовь к привычной масляной краске по дереву оказалась такой же добротной, как она сама.

Краски и эмали

Эти термины очень близки, но не идентичны, хотя выполняют одну роль — используются при нанесении качественного, эстетичного покрытия дерева, достаточно стойкого к механическому и атмосферному воздействию. Оба предназначены для внутренних, а также наружных покрасок.

Основное отличие эмали от краски в том, что эмаль — смесь пигментов и наполнителей на основе лаков, а краска — суспензия на основе масел. Существуют основные марки для масляной покраски дерева. Они обозначаются буквами и цифрами:

  1. МА-015, МА-021 — сурик железный, мумия, охра на основе натурального подсолнечного или льняного масла, чем обусловлено высокое качество, высокая цена.
  2. МА-025 — пигменты на основе комбинированной олифы, треть из которой — синтетический растворитель. Доступная цена. Достойное качество покраски.
  3. ГФ-023 — роль растворителя играет глифталевая олифа. Это смешение синтетического растворителя, натурального масла, глицерина. Качество покрытия трудно отличимое от дорогого аналога. Пользуется популярностью.
  4. ПФ-024 — состав идентичен предыдущему, но вместо глицерина используется пентаэритрит, что придает покрытию наибольшую твердость, износостойкость.

Вся эта краска может применяться как для наружных, так и внутренних отделочных работ. Об этом говорит цифра «2» в маркировке. Проведение работ в помещении должно учитывать сильный запах материала, необходимо заранее обеспечить работникам подачу свежего воздуха или средств индивидуальной защиты.

Лакокрасочное средство на основе масел выпускается двух видов:

  1. Жидкотертая, готовая к немедленному употреблению. Перед проведением работ нужно тщательно перемешать, чтобы избавиться от осадка.
  2. Густотертая, которую перед применением необходимо разбавить растительным маслом, лучше специальным льняным. При экстренной необходимости можно разбавить любым. Соотношение: 50 граммов густотертой массы растереть с литром масла.

Подготовка к покраске

Деревянные поверхности подвержены сколам, трещинам, неровностям. Качественная покраска требует проведения комплекса несложных подготовительных работ:

  1. Внимательно проверить окрашиваемую поверхность, зашпаклевать выбоины, трещины, углубления шпатлевкой по дереву, а излишки затереть или снять шпателем.
  2. Очистить от пыли, грязи с помощью щеточки или веничка. Поверхность должна оставаться сухой.
  3. Загрунтовать поверхность перед покраской, чтобы уменьшить расход красок, обеспечить ровное их наложение.

В случае необходимости нанесения нового слоя на когда-то окрашенную поверхность, нужно предварительно очистить ее от остатков старых красок. Существует несколько способов:

  1. Механический. Соскреб старых красок, производится с помощью скребка, шпателя, других приспособлений. Отличный результат дает шлифовальная машина. Проведение работ требует осторожности, лучше надеть защитные очки.
  2. Нагревательный. Старая краска размягчается с помощью строительного фена.
  3. Смывочный. Специальным раствором покрывается поверхность, выжидается необходимое время. После этого остатки красок без труда ликвидируются.

Проведение предварительных работ в помещении производятся только при отличном проветривании, а также при наличии средств индивидуальной защиты. Важно, чтобы токсичные вещества не попали в дыхательные пути.

Советы опытных отделочников

  1. Чтобы поверхность была ровной, блестящей, после высыхания окрашенного дерева нужно помыть его слабым раствором нашатыря или соды. После досуха вытереть мягкой тряпочкой.
  2. Чтобы краска не капала куда попало, наденьте на ручку кисточки половину разрезанной медицинской спринцовки.
  3. Чтобы запах после ремонтных работ исчез побыстрее, расставьте по помещению несколько банок или ведер с соленой водой.
  4. Чтобы оставшаяся краска не засохла при хранении, налейте сверху слой любого растительного масла.
  5. Остатки разных масляных баночек нельзя сливать вместе, потому что при использовании для наружных окрашиваний такая смесь может просто никогда не высохнуть.
  6. Концентрированный мыльный раствор легко снимает нежелательное пятно случайно капнувшей масляной.

Впервые средство окрашивания дерева на основе масел было предложено промышленностью в 70-х годах. Тогда это был настоящий прорыв для строительства и ремонтных работ. Современное лакокрасочное производство пытается подвинуть нашего долгожителя новыми средствами для наружных окрашиваний дерева, но его рано списывать в утиль. Краски на масляной основе популярны, любимы многими за демократичность цен, создаваемый ими уют и привычный внешний вид.

Достоинства Недостатки
Данный материал имеет свои положительные качества:

  • Самым главными плюсами использования масляных красок в ремонте являются широкий выбор, низкая цена, То, сколько стоят данный красители привлекает потребителя.
  • Данное покрытие делается на основе натуральных компонентов и поэтому безвредно для здоровья;
  • Покрытие прекрасно проникает в основу материала и обладает большим сроком службы;
  • Прекрасно переносит пониженные температуры и повышенную влажность. Именно этим красителем наиболее часто обрабатывают фасад строений.
Рассмотрим некоторые минусы масляных красок:

  • Наличие резкого и неприятного запаха и достаточно долгий период высыхания, который может доходить до двух суток;
  • Масляные краски не позволяют дышать обработанной ими поверхности. По этой причине довольно часто стены, которые окрашены таким лакокрасочным покрытием, могут покрываться пузырями, трещинами и шелушиться;
  • Если перечисленные в предыдущем пункте минусы не проявляются, олифа, берется в качестве основы, выступает на поверхность и начинает желтеть со временем. Следственно, поверхность выглядит совсем некрасиво из-за изменения цвета олифы.

Лакокрасочные материалы: виды и особенность применения

Водоэмульсионная краска представляет собой экологически-чистый продукт, применяемый для равномерного окрашивания поверхностей внутри помещений и фасада зданий. Результатом окрашивания служит однородное матовое покрытие пастельных тонов. После нанесения краски вода, используемая в качестве связующего компонента, испаряется, образуя при этом защитную пленку. Именно поэтому водоэмульсионную краску применяют в помещениях повышенной влажности.

Фактурная краска – это водоэмульсионная краска с добавлением особых наполнителей. Используя различные приемы нанесения и инструмент, фактурная краска позволяет создать рельефные рисунки и оригинальные объемные эффекты.

Эмалевая краска, устойчивая к неблагоприятным проявлениям внешней среды, ровно ложится на поверхность, образуя глянцевую пленку.

Аэрозольные краски, используемые при выполнении отделочных работ, с помощью распылительного баллончика наносятся на окрашиваемую поверхность, образуя равномерный, защитный слой.

Акриловая краска по праву заслуживает звание краски нового поколения: она гарантирует качество и эстетику внешнего вида окрашенной поверхности, а также длительную защиту от агрессивных проявлений внешней среды.

И, наконец, масляные краски, предназначенные для окрашивания наружных и внутренних поверхностей, для изделий из металла и натурального дерева. Главным преимуществом масляной краски считается высокая степень наполняемости, а значит, расход ее незначителен.

Виды и качественные характеристики масляных красок известны потребителям уже давно, и даже, несмотря на постоянное совершенствование рецептуры и технологии производства, масляная краска сегодня все та же, как и много лет назад. Используется она в качестве грунтовки для изделий из натурального дерева, для окрашивания рам и дверей, металлических труб и радиаторов, а в роли разбавителя выступает скипидар, уайт-спирит, сольвент, бензин или керосин.

Масляная краска обладает существенным недостатком: окрашенная ею поверхность не «дышит», а это чревато появлением мелких трещин, со временем может пожелтеть олифа, цвет тускнеет, а поверхность теряет привлекательность. Однако, благодаря низкой стоимости и доступности, масляная краска активно используется в ремонтных работах, а объем ее производства только возрастает.

Состав масляной краски

Состоит масляная краска из связующего компонента и пигмента, который придает составу определенный цвет. В качестве пигмента применяются минералы. Из них сначала делается порошок. Главная особенность этого компонента заключается в том, что он не растворяется ни в воде, ни в масле, ни в растворителе. Поэтому, открыв банку с масляной краской, можно обнаружить, что весь пигмент лежит на самом дне. Перед тем, как начать ее использовать, нужно хорошо перемешать массу.

Связующим компонентом в этой разновидности краски является олифа. Она может быть, как натуральная, так и сделанная искусственно. Краска может быть разная по густоте. Все зависит от назначения ее использования.

Краска с маслом является надежным и долго используемым материалом. Раньше ее всегда брали и для отделки фасада зданий, и для внутреннего декора помещений.

Разновидности по густоте:

  • Готовый к использованию состав.
  • Разводимый состав перед работой. Обычно для этого используется олифа. В процентном соотношении ее может быть от 17% до 40%.

Олифа – это натуральный материал, который делается из масла растений. Внешне олифа прозрачная и текучая. В зависимости от сорта растительного масла, которое применялось для производства, цветовая гамма олифы может быть от светло- до темно-коричневого.

Виды олифы:

  1. Алкидные
  2. Масляные
  3. Смешанные

Масляная краска на олифе

Олифа на базе масла может быть полностью натуральной, искусственной и смешанной. Последний вариант в продаже известен, как олифа под названием «Оксоль». Для приготовления натуральной олифы берется льняное или масло конопли. Их варят при 150 градусах. В результате этого выходит 100% высохшее масло без растворителя. В смешанном составе растворитель занимает 30-45% всей массовой доли. Такая олифа быстрее сохнет. Чтобы еще больше ускорить процесс изготовители добавляют еще и специальные отвердители, которые называются сиккативы.

Олифа на основе подсолнечного масла сохнет намного дольше, чем та, которая изготовлена из конопли или льна. Однако она более эластичная. Льняная и конопляная олифа, зато, имеют стойкость к воздействию повышенной влажности и воды. Поэтому ее можно применять для окраски фасада здания.

Натуральная олифа входит в состав густотертой краски.

Олифа комбинированного типа получается в результате химического взаимодействия ингредиентов. К уплотненному маслу растения еще добавляется растворитель.

Оксоль изготавливается с помощью окисления подогретого масла подсолнечника. Процесс окисления подразумевает долгое прохождение воздуха через имеющийся состав. Масло, таким образом, загустевает и высыхает. К нему потом добавляют растворитель в размере 45% от общей массовой доли.

Смешанный тип олифы берется для изготовления масляных красок для наружных работ. Это марки К3 и К5. А такие марки, как К11, К12, а также К2 и К4, используются в создании красок для внутренних работ.

Искусственные олифы, в продаже известные, как синтол и карбоноль, не включают в свой состав масла растений. Качество этого вида олифы намного хуже, чем натуральной или смешанной.

Олифа из алкидных смол получаются путем модифицирования масел.

Кроме олифы и пигмента в состав масляной краски входят еще и наполнители. Это барит, тальк и сернокислый барий.

Технические характеристики масляных красок

Чтоб не ошибиться в выборе подходящего отделочного материала, важно обратить внимание на главные технические характеристики краски. Рассмотрим подробнее данные параметры:

  1. Одной из значимых характеристик масляной краски является количество пленкообразующих веществ в ее составе. Массовая доля данных элементов должна составлять не меньше 26% от общего объема краски. Функция пленкообразующих веществ состоит в создании сплошного непроницаемого покрытия на обработанной поверхности. Чем выше обозначенный показатель, тем долговечнее будет краска. Однако высокий процент пленкообразующих элементов снижает срок хранения отделочного материала. В закрытой емкости краска способна храниться многие годы, но после распечатывания упаковки вовнутрь банки попадет воздух, и если не использовать состав целиком, его остатки превратятся в сплошной комок, непригодный к дальнейшему применению.
  2. Еще одним немаловажным техническим параметром масляной краски считается количество летучих веществ, входящих в ее состав. У качественного материала этот показатель не должен быть выше 10%. Летучие вещества, как правило, токсичны и наносят вред человеческому здоровью. Они испаряются при температуре выше 20°C и обладают неприятным запахом, поэтому окрашенные помещения принято проветривать до полного высыхания краски.
  3. Следующим техническим показателем качества материала считается степень перетира компонентов краски. От того, насколько мелким будет перетир, зависит зернистость обработанной поверхности. Если данный показатель меньше 90 мкм, то окрашенная поверхность будет гладкой, при более высоких показателях поверхность окажется шероховатой.
  4. От уровня вязкости вещества зависит расход масляной краски, ее текучесть и время застывания. Уровень вязкости у качественного материала колеблется от 65 до 140 единиц. Стоит также отметить, что время высыхания масляной краски не должно быть более 2 суток.
  5. Среди показателей качества масляной краски нельзя недооценивать и твердость образуемой пленки. Особенно важно учитывать эту характеристику в том случае, если краска используется для обработки наружных поверхностей. Чем более твердым будет покрытие, тем дольше продержится краска на поверхности и тем лучше будет защищен материал от негативного воздействия окружающей среды.
  6. Еще одним важным параметром качества материала считается его гидрофобность. Для большинства составов, применяемых снаружи зданий, гидрофобность должна быть абсолютной. В случае с красками, используемыми для работы внутри помещений, этот показатель может колебаться от 0,5 до 1 единиц.

Процесс работы с масляными красками

Перед тем как приступить к процессу окраски стен масляной краской, следует узнать некоторые тонкости:

  1. На строительном рынке продаются краски 2 видов: жидкотертые и густотертые. Жидкотертые представляют собой составы, полностью готовые к применению, а вот густотертые перед нанесением необходимо разбавлять олифой. Если вместо олифы использовать скипидар, то обработанная поверхность будет не глянцевой, а матовой.
  2. Чтоб краска сохла быстрее, в ее состав добавляют специальные вещества – сиккативы, при этом количество их не должно превышать 4% от общего объема материала. В составы светлого оттенка принято добавлять только светлые сиккативы, а для выполнения финишного слоя покрытия сиккативы вообще не нужны.
  3. Получить поверхность с матовой текстурой можно путем добавления в краску хозяйственного мыла. Его предварительно нужно натереть на терке и залить водой, потом нагреть на плите и дождаться полного растворения фрагментов. В горячий мыльный раствор постепенно вводят краску, постоянно помешивая ингредиенты. На 3 кг краски, как правило, используют 1 кусок мыла.

Процесс окраски состоит из таких этапов:

  1. Первым делом нужно подготовить поверхность. Если она ранее была окрашена масляной краской, то удалить старое покрытие можно при помощи жесткой металлической щетки. Если прежняя краска держится достаточно хорошо, то проще использовать растворитель или специальную пасту.
  2. Поверхность, которая раньше была вскрыта лаком, также следует очистить от его остатков. Для этих целей готовят смесь из нашатырного спирта и мела. Полученную пасту наносят на лакированное покрытие и через некоторое время протирают тканью. Вододисперсионную краску смыть проще всего, для этого ее нужно намочить теплой водой и соскрести шпателем.
  3. Когда старое покрытие будет счищено, поверхность оштукатуренных стен нужно обработать олифой. Для создания стойкой и качественной облицовки на стены наносят слой грунтовки, состоящий из густотертой масляной краски и олифы. На 100 г олифы должно приходиться от 0,6 до 1,2 кг краски.
  4. Перед окрашиванием стен щели и неровности заделывают масляными или полумасляными шпаклевками. Полумасляный состав готовится по такому рецепту: 20 г жидкого мыла разводят в 200 г горячего животного клея, а затем, помешивая ингредиенты, вливают 1 кг олифы, 250 г скипидара и 50 г сиккатива. Для того чтоб получить состав нужной консистенции, в шпатлевку добавляют мел. Полученным средством выравнивают поверхность, а после высыхания шпатлевки стену тщательно шлифуют.
  5. Подготовленную поверхность покрывают масляной краской. Открыв банку, нужно снять с поверхности образовавшуюся пленку, а саму краску хорошенько размешать. Затем можно окрасить небольшой фрагмент стены, чтоб посмотреть, каким в итоге получится конечный результат. В процессе работы кисточку погружают в краску не полностью, а только на 1/3 длины ворса – так на окрашиваемом объекте не останется потеков. Работая кистью, нужно стараться держать ее под углом 90° к поверхности, нанося состав широкими мазками. Краску вначале растирают горизонтальными, а потом вертикальными движениями.
  6. Наносить красящий состав нужно тонким слоем, а перед тем, как красить стену второй раз, следует дать поверхности полностью просохнуть. Если положить второй слой краски по непросохшему первому слою, покрытие будет некрасивым и недолговечным.
  7. Если вы хотите получить очень гладкую стену, тогда выполните первый слой при помощи грунтовочного состава, оставьте его до полного высыхания и отшлифуйте мелкой наждачкой. В качестве последнего слоя покрытия используйте масляную эмаль.
  8. Чтоб белая масляная краска надолго сохранила свой цвет, наносите ее поверх бесцветного лака.
  9. Окрашенная по всем правилам поверхность не требует перекраски в течение 6-7 лет.

Полезные советы для работы с масляными красками

  • Сегодня популярным эффектом является матовый цвет. Достичь этой цели довольно просто, добавьте в краску 40 % раствор обычного хозяйственного мыла в пропорциях 100 грамм мыла на 3 литра краски. Мыло натирается на терке, заливается водой, греется на плите до растворения и смешивается с красящим составом.
  • Многие сталкиваются с образованием пленки в краске. Нет необходимости от нее избавляться, процеживая жидкость. Используйте капроновую ткань, окуните ее в сосуд и макайте кисть прямо через нее.
  • Перед покраской стен необходимо полностью убрать старую краску, используя шпатель и смочив поверхность водой. Когда пройдет процесс высыхания, замажьте все трещины и хорошо прогрунтуйте в обоих направлениях. Чтобы подобрать нужный цвет и оттенок подойдет стекло. Для того чтобы высветлить темный цвет можно добавить немного мела, а для светлого цвета используйте цветные пигменты.
  • Водный раствор с питьевой содой и нашатырным спиртом – хорошее средство для мытья окрашенной поверхности. Раствор должен быть комнатной температуры, а в завершении протирается мягкой тканью насухо.
  • Абсолютно все сталкиваются с проблемой попадания вещества на пол. Избежать этого поможет груша от спринцовки. Наденьте ее на ручку от кисти, и у Вас больше не появится такой проблемы лишней работы.
  • Следующая неприятность это резкий, вредный запах краски. Избавиться от него помогут несколько емкостей с соленой водой, расставленных по комнате.
  • Удаление пленки с краски размешиванием никогда не завершится успехом. Наилучшим вариантом будет аккуратное удаление вручную, но если в процессе она повредилась Вам поможет небольшой кусочек марли. Поместите ее в емкость сверху красящего материала. В процессе покраски марля погрузится на дно вместе с пленкой.
  • Использование подсолнечного масла поможет надолго сохранить масляную краску, налейте его на верх внутри банки.
  • Кисточку с краской после использования окуните в тару с водой.
  • Еще одна предосторожность, которая поможет Вам сохранить пол в чистоте, это обработка поверхности мыльным раствором. И если капли краски попадут на покрытие пола, то они легко снимутся с него.
  • Замотайте неиспользованные кисти шпагатом перед использованием на небольшую часть кисточки.
  • Если подержать новую кисточку несколько дней в воде, то Вы намного увеличите срок службы, и отсрочите процесс выпадения волос.
  • Различные растворители, например, керосин, скипидар и нашатырный спирт помогут легко убрать засохшую масляную краску с кисточки. Достаточно поставить их в раствор на некоторое время.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*