admin / 09.12.2018

Лепнина из гипса

Как выбрать материал?

От правильно подобранного сырья зависит внешний вид и долговечность украшения. Специалисты рекомендуют использовать алебастр марок от Г5 до Г25. Для крупных произведений подойдут марки от Г4 до Г7. Порошок продается в сухом виде бумажными мешками объемом от 5 до 30 кг. Чтобы изделия из гипса своими руками были белыми и прочными, рекомендуется закупать сырье в крупных строительных магазинах или на специализированных рынках.

Упаковки алебастра

Совет! Приобретая гипс на развес, убедитесь, что там нет примесей песка, слежавшихся комочков. Цвет должен быть однородный, помол мелкий.

Некоторые производители выпускают сырье с пометкой «для художественной лепнины». Произведения из него отличаются повышенной белизной. Он мелкофракционный, прочный, с большой скоростью застывания.

В отделах для рукоделия или строительных магазинах продаются специальные гипсовки – емкости для заливания смеси в модели. Раньше использовали резиновые мячи, разрезанные пополам. Сжимая один край гипсовки, удобно заполнять содержимым детали шаблона.

Подготовительные мероприятия

Лепнина из гипса своими руками в домашних условиях создается поэтапно:

  1. Определить размеры, модель будущих украшений. Необходимо спланировать, в какой части комнаты будут располагаться элементы. Габариты, дизайн декора должны гармонично дополнять стиль помещения.
  2. Сделать бумажный эскиз во всю величину. На основании рисунка вылепить из строительного или художественного пластилина модель рельефного украшения.
  3. Заказать прототип будущего произведения можно в мастерской, купить полиуретановый аналог.
  4. Изготовить оттиск на основе полученного образца.
  5. Отлить изделие и обработать его.

Совет! Не следует устанавливать крупный сложный лепной декор в маленьких помещениях. Он будет смотреться неуместно, утяжелять пространство. Лучше отдать предпочтение лаконичным образам небольших размеров.

Прежде чем приступить к производству, необходимо подготовить место. Хорошо, если это будет отдельное помещение — гараж или мастерская. При отсутствии такой комнаты, когда работы будут проводиться в жилом помещении, близлежащие поверхности необходимо закрыть пленкой, чтобы уберечь от грязи пыли.

Для работ потребуется стол или другая поверхность, соответствующая размерам элементов. Важно, чтобы столешница была абсолютно ровной, горизонтальной. Этого можно добиться с помощью уровня.

В процессе создания потребуются инструменты и материалы:

  • строительный пластилин;
  • мерный стакан;
  • гипсовка;
  • шпатели разных размеров;
  • канцелярский нож;
  • узкая кисточка;
  • силикон;
  • разделительная жидкость, силиконовое масло, обычное мало или мыльный раствор;
  • малярная сетка или марля.

Изготовление формы

Чтобы гипсовая лепнина своими руками выглядела красиво, необходимо подобрать или сделать самому правильную матрицу для отливки. На это не следует экономить ни средств, ни времени. Дешевые шаблоны растягиваются, имеют неточности, могут порваться. Высоким качеством, стойкостью обладают металлические паттерны. Стоят они в разы дороже, делают их, как правило, на заказ.

Для домашнего создания шаблона подойдет силикон. При обращении с ним нужно учитывать особенности:

  • менее прочные, чем металлические;
  • состав плохо растекается по заготовке.

Эти проблемы решаемы. Для большей прочности под силиконовый шаблон делают каркас из алебастра или другого жесткого материала (пластик, дерево). Чтобы гипсовый раствор легче распределялся по оттиску, последнюю смазывают жидкостью, которая улучшает скольжение.

Готовую модель покрывают силиконом с помощью кисточки. На этом этапе важно не допустить пузырьков, что приведет к появлению неровностей на гипсовом декоре. После нанесения первого слоя делают армирование — укладывают марлю, затем повторяют еще 2-3 раза. Толщина силикона должна быть 3-5 мм. Марлю не следует натягивать, чтобы при сжатии она не деформировала изделие. Каждый слой силикона сохнет 2-3 часа.

После окончательного высыхания силиконовую заготовку снимают с модели. Для большей устойчивости сооружают каркас или основание. Первый делают из досок по размерам заготовки. Второе отливают из алебастра. Оно повторяет очертания силиконового шаблона и не позволяет ей изменяться при заливке гипса.

Снятие силиконовой формы с модели

Совет! Для небольших лепных единиц подойдут готовые силиконовые болванки, предназначенные для создания мыла, свечей, кондитерских изделий. Они представлены в широком ассортименте в отделах для творчества.

Приготовление раствора

Чтобы лепнина из гипса своими руками получилась красивой и прочной, следует выбрать качественную сухое сырье. Они отличаются составом. Некоторые производители добавляют дополнительные компоненты, которые делают работу со смесью удобнее, а конечную вещь высокопрочной.

Правила приготовления:

  1. Раствор готовится небольшими частями, чтобы успеть распределить все количество по емкостям.
  2. Сначала наливается вода, затем засыпается порошок, но не наоборот. В противном случае образуются комки, смесь не получится.
  3. Соотношение частей воды и алебастра — 10 к 7.
  4. Жидкость используют холодную.
  5. Консистенция раствора напоминает жидкую сметану.
  6. Сначала гипс высыпают в воду, дают ему осесть. Затем тщательно перемешивают. Небольшой объем размешивают лопаткой, для значительного количества используют дрель с насадкой миксер.
  7. Для улучшения пластичности состава, и чтобы готовое произведение не растрескалось, к смеси вмешивают клей ПВА.
  8. Для увеличения прочности добавляют цемент.

Приготовление раствора

Новичкам в обращении с гипсом следует знать особенности материала:

  • жидкий раствор пластичный;
  • быстро твердеет;
  • при засыхании алебастр расширяется;
  • финальное изделие является хрупким, особенно мелкие детали.

Раствор затвердевает в течение 5 минут. За это время необходимо заполнить все заготовки. Для тех, кто впервые сталкивается с подобной работой, задача будет невыполнимой. Застывающая смесь не проникнет во все углубления, особенно маленькие и узкие.

Совет! Чтобы замедлить застывание гипсовой смеси, добавляют желатиновый или мездровый клеевой раствор, буру, гашенную или негашеную известь. Они позволяют отсрочить затвердевание на 30-35 минут.

В некоторых случаях застывание необходимо ускорить, например, если фигура формируется на стене. Самый простой способ — влить горячую воду. А также с этой целью добавляют квасцы, сульфат натрия или обычную поваренную соль.

Технология создания

Сначала подготавливают силиконовый паттерн — чистят от пыли, мелких частиц. Чтобы облегчить вынимание гипсовой фигуры, на шаблон наносят разделительную силиконовую смазку. Для этого кисточкой обрабатывают всю поверхность, не оставляя непокрытых мест. В необработанных местах состав крепко схватится, вынуть затвердевшее изделие без повреждения будет проблематично.

Подготовленный раствор заливают в смазанные матрицы. Рекомендуется сделать это двумя этапами:

  1. Нанести кисточкой первый слой гипсовой смеси. При этом нужно следить, чтобы не оставалось пузырьков воздуха. Когда они лопнут, на фигуре образуются углубления, раковины, поверхность не будет однородной и гладкой.
  2. Залить емкость до краев.

Совет! Крупногабаритные или произведения с тонкими деталями рекомендуется усилить арматурой. Для этого после нанесения первого слоя гипса, в форму укладывают малярную сетку. Затем заполняют оставшееся пространство.

После, конструкцию необходимо аккуратно потрясти, чтобы вышли пузыри воздуха. Заднюю часть нужно выровнять шпателем. Если она окажется бугристой, то фиксация ее на стене или потолке будет ненадежной. А также будут заметны просветы между фигурой и стеной. Потребуются дополнительные усилия для замазывания щелей и выравнивания.

Гипсовый раствор держат 20 минут, после чего осторожно вынимают. Если сделать это раньше, то не полностью схватившийся алебастр повредится. При оставлении на более продолжительное время гипс сильно затвердеет и схватится с силиконовым шаблоном. При изъятии возможны деформации.

Готовую деталь оставляют для просушки на сутки. Температура воздуха не должна быть ниже +16℃.

Просушка готовых деталей

Советы по применению в интерьере

Кто сказал, что в современном интерьере лепнине не место? Все дело в количестве и дизайне элементов. Рельефным декором украшают стены, потолок, ниши, фасады камина, оконные и дверные проемы. Форма лепнины тоже отличается. Рассмотрим некоторые виды.

Розетка

Гипсовые розетки применяют для основы под центральную люстру. В классических интерьерах имеет круглую форму с различными орнаментами. Варианты обширны, в помещениях современных стилей встречаются в виде геометрических узоров, абстрактных фигур.

Гипсовая розетка на потолке

Панно

Им оформляют часть стены внутри помещения или снаружи. Разнообразие сюжетов рисунка позволяет органично вписать объемные изображения в интерьер, выделив определенную стену. Если на поверхности имеются дефекты, то благодаря панно их можно скрыть.

Панно из гипса

Панно из гипса

Плинтус

Одна из самых популярных лепных форм в интерьерах любого стиля. Им украшают места соединений стен с потолком или полом. Варьируя ширину плинтуса, зрительно увеличивают или уменьшают высоту потолка. Часто их окрашивают в контрастный со стенами цвет, что придает помещению солидности.

Потолочный плинтус в интерьере

Молдинг

Еще один востребованный лепной декор. Гладкие молдинги без рисунка подойдут для комнат в минималистичном стиле, хай-тек, современная классика. Изделия с различными орнаментами будут хорошо смотреться в стилях барокко, ар-деко, классика.

Гипсовый молдинг в интерьере

Гипсовый молдинг в интерьере

Карниз

Чаще карнизы встречаются во внешней отделке зданий, но популярны и для внутреннего декора. Ими подчеркивают места соединения стены с потолком. В современных апартаментах этот вид лепнины устанавливают как часть светового решения. Между карнизом и потолком оставляют пространство, в которое закладывается светодиодная лента или другие источники света.

Гипсовый карниз в интерьере

Фронтоны

Пришли в дизайн интерьера из классической архитектуры. В помещениях фронтоны устанавливают над дверными и оконными проемами, арками, встроенными шкафами. Традиционно имеют форму треугольного свода, что не всегда уместно в жилых комнатах. Четкая геометрия делает пространство неуютным, а размер элемента позволяет использовать его только в просторных залах. В этом случае применяют вариант с разрывом в вершине. Фигура становится менее вытянутой и приобретает интересную форму.

Фронтоны в интерьере

Фронтоны в интерьере

3D-панели

Декоративные гипсовые панели — тренд в современных интерьерах. Ими отделывают стены, придавая им выразительность и интересную текстуру. Их окрашивают, тонируют. Благодаря подсветке выпуклые части конструкции подчеркивают трехмерность.

3D панно из гипса

3D панно из гипса

Арка

Этот элемент применяется для декорирования дверных и оконных проемов, для разделения пространства и оформления ниш. Классические имеют вид правильной дуги. Современные варианты представлены большим разнообразием: квадратные, неправильной формы, с нишами и подсветкой.

Гипсовая арка в интерьере

Как реставрировать

Со временем или при механических повреждениях гипсовый декор разрушается. В этом случае потребуется реставрация изношенных частей или их полная замена.

Советы по реконструкции

При восстановительных мероприятиях учитывают рекомендации:

  • Перед началом реконструкции следует изучить масштаб и вид повреждений, после этого выбрать подходящий метод выставления или маскировки.
  • Если разрушен небольшой фрагмент, замена не требуется. Имеющиеся повреждения восстанавливают непосредственно на элементе.
  • Если лепнина изменила цвет в случае намокания или загрязнения, все изделие красят в подходящий под интерьер цвет. Подойдет краска на водной основе.
  • Скрыть мелкие царапины поможет художественная роспись. Для этого используют масляные краски.
  • В случае потери значительной части, восстановительные работы проводят, сверяясь с фотографией, если они имеются.
  • Если фотографии потерянной детали нет, то изготавливают новую с учетом общего стиля помещения.
  • При реставрации трещины и швы вскрывают и повторно заделывают свежим раствором.
  • Слабо зафиксированные детали снимают, поверхности выравнивают и снова фиксируют. В данном случае рекомендуется двойное крепление – на клей и дюбели.
  • Если на участке фигуры сошла краска, открашивается весь элемент. Иначе цвет свежепокрытого участка будет отличаться. Для этого старый слой счищают с детали, поверхность шлифуют, грунтуют и наносят покрытие нужного цвета.

Этапы реставрации

Чтобы восстановить утратившие первоначальный вид рельефные украшения, не требуется специальных навыков. Достаточно ознакомиться с технологией и узнать важные нюансы работ:

  1. Первым делом проводят очистку от грязи и пыли.
  2. Следующим этапом будет освобождение поверхностей от слоев лака, клея, эмульсии, масел. Чтобы этого добиться, на гипсовое изделие наносят густой клейстер, который удаляют после высыхания.
  3. Проделанные мероприятия помогут получить представление об изначальном виде.
  4. Если произошел скол, и сохранились его фрагменты, их склеивают. Использование в реставрации оригинальных частей упрощает задачу.
  5. Если отсутствует значительный фрагмент, его заново отливают.

В некоторых случаях лепнина утрачивает первоначальный цвет, тогда потребуется повторное окрашивание:

  • По возможности используют ту же краску, которая использовалась первый раз.
  • Перед покраской поверхность пропитывают грунтовкой. Если декор покрыт лаком, то грунтование не требуется.
  • Консистенцию краски доводят до нужной, разбавляя водой.
  • Окрашивают кисточкой с длинным ворсом. Она позволяет нанести краску в труднодоступные места.
  • Чтобы создать эффект другой фактуры, краску наносят при помощи губки похлопывающими движениями.
  • Для придания эффекта старины используют патинирование отдельных частей, а также делают золочение.

Реставрация гипсовых изделий

Гипс легко поддается реставрации — это еще одно преимущество материала. Если какие-то части декора были повреждены, их можно восстановить своими руками.

Узнав, как сделать лепнину своими руками, можно смело приступать к воплощению оригинальных задумок или сделать простые элементы. Главное, что вы получите удовольствие от творческого процесса, а вещь, выполненная своими руками, будет радовать глаз и являться предметом гордости владельца жилья.

Предварительные эскизы в пластилине, глине

Как уже говорили, для работы в дереве большое значение имеет умение рисовать и делать зарисовки с натуры, а также лепка учебных этюдов и эскизных набросков в глине или пластилине. Занятия лепкой помогут резчику найти масштаб, композицию, уточнить детали, развить объемное видение, чувство пространства, материала, дадут возможность определить правильность композиции при осмотре со всех сторон, соотношение масс и деталей. В лепке легко добавить недостающее или снять лишнее.

Рис. 7.8. Инструмент для лепки

Глина и пластилин – мягкие материалы, удобные для выполнения эскизов и набросков.

Место для лепки, как и для резьбы, требуется светлое, с верхним источником освещения. Если эскизные работы производятся днем и вечером, следите, чтобы свет не менялся по силе и направлению. Модель должна находиться на уровне глаз художника. Работая в небольшом помещении с маленькими фигурками, бюстами, станок для лепки ставьте на стол. Его изготавливают из дерева в виде доски, укрепленной на табуретке с короткими ножками. Верхняя доска должна вращаться на металлическом или деревянном стержне. Для лучшего вращения наденьте на ось крестовину с роликами из коротких трубочек. На нижнюю доску прикрепите кольцо из листового железа под ролики. Размеры верхней доски зависят от масштаба лепного эскиза. Она может быть около 30 ? 30 см, 50 ? 50 см при толщине 3–4 см. Поворачивающаяся доска избавляет скульптора от необходимости перемещаться вокруг работы во время лепки и при рассматривании. Для этого достаточно ее повернуть, подставив другую сторону под прежнее освещение.

Лучший инструмент для лепки – человеческая рука и пальцы, хорошо чувствующие объем и форму. С практикой это чувство развивается. Рука как бы видит объем. Но для проработки мелких деталей, тщательной доводки рельефа и фактуры поверхности понадобятся стеки. Это гладкие деревянные или металлические пластинки разнообразных форм длиной 16–20 см, шириной 1–3 см. Не представляет особого труда сделать их самому. Понадобятся крепкие породы: бук, граб, лучше всего самшит, подходят также береза и клен (рис. 7.8).

Для удаления лишней глины применяют металлические кольца. К деревянной ручке прикручивают тонкой проволокой круглую или треугольную петлю из стальной проволоки. Для уплотнения слоя глины и формовки крупных деталей сделайте деревянный молоток цилиндрической или квадратной формы, по размерам и весу он соответствует киянке.

Лучший материал для лепки – глина зеленого цвета, подходит и голубовато-серая. Можно пользоваться глиной и других цветов, но следите, чтобы в ней было не слишком много песка (он препятствует слепливанию), и, разведенная водой до нужной консистенции, она напоминала бы не слишком жирную тестообразную массу. Для приготовления необходимого количества глины ее сначала сушат на воздухе, затем разбивают на мелкие кусочки и просеивают, чтобы избавиться от камешков. Насыпают в эмалированную или оцинкованную посуду (бак, ведро) и заливают водой так, чтобы над поверхностью возвышались островки глины. Через сутки вода впитывается, и глина готова к употреблению.

Перед лепкой, взяв комок, промните его в руках. Создавая эскиз в глине, лепите сначала общую форму, крупные детали, затем переходите к подробностям. Окончив сеанс лепки, покройте работу сырой тряпкой, а сверху сухой или замените их полиэтиленовой пленкой, предварительно слегка смочив изделие водой.

Если глины не оказалось, используйте пластилин. В домашних условиях он удобнее, чем глина: более чистый, почти не высыхает, не трескается и не требует замачивания, но его не следует держать в холодном или в очень теплом помещении, около отопительных приборов, на солнце. В первом случае сильно затвердеет, во втором размякнет. Оптимальная температура 18–22 °C, что обычно соответствует домашним условиям. Пластилин или эглин удобны для лепки небольших станковых работ, которые долго сохраняются. Поверхность со временем, если не накрыть изделие тряпкой, целлофаном, уплотняется, покрывается корочкой и пылью.

Эглин продают большими брикетами. Он тверже пластилина. Если пластилин или эглин, выпускаемый для скульпторов, приобрести не удалось, купите набор цветного пластилина для детского творчества. Он немного мягче, но чаще бывает в продаже. Можете лепить, используя цветовую гамму. Если нет желания лепить из цветного пластилина, легко превратить его в общую коричневую массу. Для этого брусочки набора положите в кастрюлю с горячей водой, слегка подогревая на газу. Для большей твердости добавьте туда, настругав ножом, парафин из расчета одна треть к массе пластилина. Через некоторое время пластилин растает. Перемешайте его палочкой и слейте воду, заменив ее на холодную, чтобы масса быстрее затвердела. Извлеките остывшую массу – она готова к работе.

Каркас для работы над фигурой человека, животного или бюста изготовить несложно. Основные требования: он должен быть крепким, выдерживать нагрузку веса и не торчать, где нет необходимости, из лепной формы. На деревянную площадку из доски, толстой фанеры скобками с болтами или гвоздями крепят глаголь – металлическую основу (рис. 7.9). На него монтируют детали каркаса, напоминающие основные формы скульптуры. При необходимости обматывают обожженной проволокой с прикрепленными на концах деревянными крестиками, которые лучше удерживают детали. Для лепки бюста применяют болванку из бревна или бруска.

Рис. 7.9. Каркасы для лепных скульптур: а – глаголь для бюста, головы; б – деревянная болванка для головы; в – каркас для фигуры

Простая в изготовлении и удобная в применении конструкция каркаса представлена на рис. 7.10. Металлическая игла-стержень продевается вертикально сквозь отверстие в свободном уплощенном конце глаголя и втыкается затем в центр деревянного стола. На этой основе вы лепите свой эскиз – статую, портрет. Старайтесь расположить работу так, чтобы лицевая сторона ее была направлена в противоположную от глаголя сторону. По окончании лепки скульптуры игла аккуратно вынимается. Затем легко снимается и вся скульптура.

Рис. 7.10. Каркас для скульптур

Рис. 7.11. Станок для крепления деревянных заготовок при изготовлении

На рис. 7.11 показан станок для крепления к столу деревянных заготовок. Для этой цели можно использовать и большие тиски, вставляя между металлическими плоскостями тисков и заготовкой деревянные или резиновые пластинки. Следите, чтобы во время резьбы стамеска не воткнулась в металл.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*