admin / 10.09.2018

Кровля для гаража

Содержание

От чего зависит выбор материала для кровли

Большое влияние на выбор кровельного материала оказывает место расположения гаража.

В частности:

  • Если он располагается в гаражном кооперативе, то, скорее всего, представляет собой просто ячейку для хранения машины в большом бетонном (или кирпичном) сооружении с такими же бетонными перекрытиями. Здесь возможности выбора кровельного покрытия вообще не стоит – на таких сооружениях практически всегда сделана мягкая кровля.
  • Если гараж стоит во дворе частного дома, то вариантов устройства как самого гаража, так и его кровли очень много.
  • Если это сварной металлический гараж, то и кровля у него сделана из листового металла, поэтому ее нужно просто вовремя красить или ликвидировать последствия коррозии металла. Здесь чаще всего речь идет о ремонте кровли, а не об ее устройстве.

Поэтому мы будем вести речь о тех гаражах, которые относятся ко второму варианту: боксы для машин на приусадебной территории. И не важно, капитальный это дом или летняя «резиденция».

Если для Вас имеет значение красота ландшафта участка, то выбор кровельного материала довольно узок.

Здесь действуют два правила:

  • Кровли всех построек, расположенных в пределах одной территории, должны быть перекрыты одним и тем же кровельным материалом.
  • Если даже материалы выбраны разные, то хотя бы их цвет должен быть одинаковым.

Понятно, что не каждый хозяин сможет или захочет купить для гаража дорогое кровельное покрытие, идентичное тому, которое использовано для крыши дома. А вот подобрать материал схожей расцветки или просто окрасить гаражную кровлю в нужный тон, сможет каждый. Поэтому при строительстве гаража вблизи уже эксплуатируемого дома можно неплохо сэкономить.Если ландшафтный дизайн Вас не волнует вообще, то крышу гаража можно перекрыть чем угодно, выбирая материал сообразно своим вкусам и возможностям.

Мягкая кровля

Это вариант, пригодный как для гаража с бетонными перекрытиями, так и для строения с деревянной кровельной системой. Если гараж имеет плоскую кровлю, то, по большому счету, совершенно не имеет значения, какого цвета рубероид выбирать – его все равно практически не видно. Поэтому в данном случае можно использовать недорогой традиционный рубероид, приклеенный к бетонному основанию битумной мастикой.

Если устроена одно- или двухскатная кровля, то здесь уже можно приобрести рулонный материал последнего поколения. Скаты такой кровли находятся на всеобщем обозрении, поэтому если Вы хотите соблюсти какое-то единообразие в цвете кровель Ваших строений, то выбор у Вас есть.

Новые рулонные материалы выпускаются в различном цвете. Окраска лицевой части полотен определяется цветом защитной минеральной посыпки. Выбор не так велик, но все же он есть.

Основные цвета:

  • черный;
  • серый;
  • синий;
  • зеленый;
  • кирпичный;
  • серебристый;
  • золотистый.

Если говорить и разновидностях рулонных материалов, то их достаточно много для выполнения любых кровельных работ – от устройства рулонной гидроизоляции, до создания кровельного пирога повышенной надежности.

Новые материалы позволяют производить кровельные работы, минуя утомительный и довольно опасный процесс разогрева битума в бочке и подачи его ведрами на кровлю.

Многие разновидности уже имеют клеящий слой, позволяющий стелить их на подготовленное основание как без нагрева нижней части полотна, так и с разогревом ее специальной горелкой.

Если говорить о безопасности проведения работ, то для деревянных кровель лучше использовать материал, уже готовый к монтажу. Использовать горелку на сплошной деревянной обрешетке крайне опасно.

Устройство мягкой кровли имеет следующие плюсы:

  • дешевизна при использовании обычного рубероида и вполне приемлемая стоимость современного материала с учетом того, что площадь кровли гаража не так уж велика;
  • долговечность – при условии правильного монтажа и эксплуатации;
  • небольшой вес;
  • возможность устройства собственными руками.

К недостаткам можно отнести высокую воспламеняемость материала.

При необходимости ремонта крыши металлического гаража также можно использовать рулонные материалы, которые наклеивают на подготовленную поверхность старой металлической кровли. Это гораздо проще и быстрее, чем использование штучных материалов в данной ситуации.

Шифер асбоцементный и еврошифер

По сути, это совершенно разные материалы, но они имеют схожий внешний вид (листы с волнообразной поверхностью) и технологию монтажа. Материал можно использовать только на скатных кровлях уклоном не менее 10 градусов, для плоских он не годится.

Асбоцементный шифер, запрещенный в Европе, до сих пор пользуется признанием в нашей стране.

Для этого есть достаточно много оснований:

  • дешевизна материала;
  • относительная долговечность эксплуатации (до 15-20 лет);
  • легкость монтажа;
  • высокая ремонтопригодность;
  • негорючесть;
  • химическая стойкость.

К недостаткам можно отнести следующее:

  • довольно большой вес листа шифера;
  • хрупкость материала;
  • при пожаре он не горит, но лопается;
  • неокрашенный шифер со временем зарастает мхом;
  • невысокая механическая прочность – по крыше лучше не ходить, а при транспортировке и погрузо-разгрузочных работах нужно соблюдать осторожность.

Еврошифер (в том числе и ондулин) представляет собой листы, сформированные из целлюлозы, пропитанной полимерно-битумным составом.

Материал сразу имеет окраску и выглядит очень привлекательно. Монтаж аналогичен монтажу обычного шифера. Стоимость еврошифера значительно выше, чем у обычного.

Но и преимуществ у него достаточно:

  • низкий уровень водопоглощения;
  • легкость обработки – легко режется ножовкой;
  • обладает гибкостью и эластичностью;
  • не поражается грибком и плесенью;
  • при соблюдении технологии монтажа выдерживает нагрузку до 300 кг/кв. м;
  • долго сохраняет первоначальный цвет;
  • практически не деформируется;
  • стоек к агрессивным средам;
  • срок эксплуатации может составлять до 50 лет (при гарантии – 15 лет).

Поэтому, если Вы хотите долгие годы не иметь проблем с кровлей гаража, то стоит рассмотреть вариант с использованием еврошифера.

Профнастил

Неплохой вариант для устройства скатной гаражной кровли. Материал представляет собой металлический лист с профилем в виде волны, который достигается путем прокатывания на специальном оборудовании. Для его изготовления используется оцинкованный металл.

Благодаря прокатке, листы приобретают повышенную прочность, поэтому профнастил укладывают на решетчатую обрешетку (в отличии от обычного кровельного железа).

Многие виды профнастила имеют полимерное покрытие с одной (лицевой) или с обеих сторон, предназначенное для защиты металла от воздействия неблагоприятных факторов и последующей коррозии. Правда, некоторые типы покрытий легко повреждаются при механическом воздействии, поэтому при работе с таким материалом нужно соблюдать осторожность.

Достоинствами материала являются:

  • длительный срок службы (при сохранении защитного слоя);
  • простота монтажа;
  • большой выбор цветовых решений (поэтому подобрать нужный цвет будет несложно).

Большим плюсом также является то, что можно заказать материал, длина листа которого равна длине ската кровли – это максимально сокращает количество стыков соседних листов по вертикали и улучшает гидроизоляционные характеристики крыши. Работать с длинными листами в одиночку тяжелее, но вдвоем это вполне удобно.

Кровельное железо

Если кто-то думает, что можно просто пришить листы кровельной стали к обрешетке гвоздями (даже с резиновыми шайбами), глубоко ошибается. Если уж делать кровлю из металла, то по всем правилам – с устройством фальцевых соединений. А это доступно вовсе не каждому.

Неправильно смонтированное металлическое покрытие кровли может стать причиной многих неприятностей: сначала крыша потечет, потом металл начнет корродировать, а стропила и перекрытие – гнить.

Кровельная сталь выпускается:

  • черная, требующая последующей окраски кровли;
  • оцинкованная – работать с ней нужно максимально аккуратно, чтобы не повредить защитный слой;
  • с полимерным покрытием.

Чем выше качество покрытия, тем дороже материал и тем более аккуратно нужно с ним работать.

Поэтому, несмотря на относительно невысокую стоимость обычной кровельной стали, не обладая нужными навыками и инструментом, за такую кровлю лучше не браться.

А привлечение специалистов значительно повысит ее стоимость.

Таким образом, среди самых бюджетных покрытий для кровли гаража можно выделить рубероид и обычный шифер. Но любая экономия должна быть разумной: лучше приобрести материал подороже и получить красивую и надежную кровлю, чем сэкономив единожды при покупке материала, регулярно тратить деньги на ее ремонт.

Неоспоримые достоинства односкатной крыши

Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.

Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:

  • Экономичность. На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
  • Конструктивная простота. Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
  • Долгосрочность безукоризненной службы. Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.

Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.

Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или полумансардная схема, предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.

Тонкости проектирования крыши гаража

Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.

Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.

Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».

По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.

Принципы определения угла наклона

Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.

На выбор угла наклона ската влияют три фактора:

  • Климатическая специфика конкретного региона. Пологие односкатные сооружения крутизной до 5-7º нерационально возводить в областях с обильным выпадением зимних осадков. Зато они прекрасно работают в местностях с высокой ветровой активностью и с незначительным количеством снега. Односкатные крыши с углом наклона 20-25º не стоит строить в районах с частыми сильными ветрами над отдельно стоящими гаражами. Возможно сооружение над пристройкой.
  • Вид кровельного покрытия. В обустройстве пологих крыш до 8º применяются рулонные кровли: полимерные, 3х и 4х-слойные битумные или битумно-полимерные материалы. Если крутизна крыши 8-10º кровля укладывается в два слоя. Если угол наклона 15-20º, используются металлические листы, соединенные фальцем, плоский и волнистый шифер. Для крыш крутизной 25º подойдет профнастил или одна из его вариаций, металлочерепица.
  • Ландшафтный дизайн усадьбы. Архитектурные каноны повелевают использовать кровли одного цвета и вида в пределах одной территориальной единицы. Хотя бы на собственном участке, если это не слишком обременит бюджет.

Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.

Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.

Длина стропильных ног

Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:

  • Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
  • Свесы над срубами должны быть 50-60см.
  • Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.

Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.

По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.

Правила расчета стропильной системы

Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.

Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:

  • Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
  • Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
  • Вес утеплителя, если планируется его установка.
  • Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.

Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили в статье о расчетах стропильной системы скатных крыш, или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.

Степень сложности стропильного каркаса

Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:

  • Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
  • Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
  • Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.

Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.

Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.

Инструкции по строительному процессу

Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.

Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.

Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.

В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.

Каркасные гаражи не слишком требовательны к фундаментам. Из-за неравномерной просадки подстилающих грунтов их может несколько перекосить. Однако рамы верхней и нижней обвязки, жестко сцепленные со стойками стен, не дадут постройке разрушиться. Причем исправить перекос не составит труда: достаточно приподнять просевшую часть строения домкратом и выровнять фундамент посредством подкладки кирпичей, пеноблоков, обрезков бруса и др.

В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.

Строительство обособленного гаража с «односкаткой»

Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.

Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:

  • Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
  • Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
  • Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 – 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
  • Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
  • Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
  • Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
  • Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
  • Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.

Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.

При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.

Сооружение пристройки с односкатной крышей

По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.

Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.

После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.

Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.

Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:

  • Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
  • Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
  • Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
  • Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
  • Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
  • Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
  • Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.

Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.

Виды гаражных крыш

По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:

  • скатные;
  • плоские.

Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.

Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:

  1. С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg α x s, где s — ширина здания, tg α — тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.Односкатная крыша формируется разными по высоте стенами
  2. С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат — обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.Двускатная крыша увеличивает полезное пространство гаража за счёт чердачного помещения
  3. Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.Шатровая крыша состоит из четырех одинаковых скатов
  4. Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.Минимальный подъём перекрытия в помещении под мансардной крышей составляет 1,5 м

Материалы и инструменты для изготовления

Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:

  1. Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
  2. Вид материала покрытия:
    • при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах — полимерные, полимерно-битумные или битумные;
    • если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
    • при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
    • для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
  3. Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.

При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.

Свесы представляют собой выносы конструкции кровли, которые защищают здание от дождей и снега

Важно учитывать такие нюансы:

  1. Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
  2. Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
  3. Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.

В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.

Материал для покрытия гаражной крыши

Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:

  1. Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв — 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
    • возможность самостоятельного покрытия крыши;
    • небольшие финансовые затраты.Рубероид применяется на крышах большого размера или сложной конфигурации при необходимости получить максимально бюджетное покрытие
  2. Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы — до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.
    Крыша из битумной черепицы имеет намного более эстетичный внешний вид по сравнению с рубероидной
  3. Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации — до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.
    Ондулин хорошо подходит для крыши гаража, потому что это лёгкий и красивый материал
  4. Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
    • стойкость к атмосферным воздействиям;
    • длительный период службы (до 40 лет);
    • возможность использования при уклоне ската 25–35°;
    • невысокая стоимость;
    • простота установки;
    • низкая теплопроводность.Шифер служит несколько десятков лет и может применяться на большинстве скатных крыш
  5. Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон — 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
  6. Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона — от 8°.Покрыть крышу гаража профилированным листом можно в одиночку за день
  7. Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы — 30 лет. Минимальный уклон — 14°.Покрытие издалека напоминает натуральную черепицу, но стоит значительно дешевле

Инструмент для устройства крыши гаража

Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:

  • молоток;
  • киянку из дерева;
  • домкрат для поднятия материала на крышу;
  • рулетку;
  • уровень для выполнения замеров;
  • шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
  • ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
  • пила;
  • топор.

Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.

Устройство гаражной крыши своими руками

Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:

  1. Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.Стропильный каркас задаёт форму крыши и является её несущей частью
  2. Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.Шаг обрешётки зависит от применяемого кровельного материала
  3. Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.Чтобы крыша могла удерживать тепло и защищать гараж от влаги, нужно уложить изоляционные материалы в определённой последовательности
  4. Финишное покрытие.Укладка финишного покрытия является завершающим этапом строительства крыши
  5. Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.

Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.

Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:

  • подвесными (опираются крайними частями);
  • наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).

Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.

Установка мауэрлата

Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.

  1. Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.Перед заливкой бетона к арматурному каркасу привариваются металлические резьбовые шпильки с тем расчётом, чтобы их выступающая часть была на несколько сантиметров длиннее балки мауэрлата
  2. В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).После выравнивания слоя бетона шпильки должны выходить из него на высоту, превышающую толщину мауэрлата на 3–5 см
  3. Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.После того как балка мауэрлата будет уложена на армопояс, его закрепляют при помощи гаек, наручиваемых на концы шпилек
  4. Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод — два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.При помощи металлических пластин можно сделать скользящее крепление, которое позволит элементам перемещаться в небольших пределах при усадке каркаса и сезонных деформациях здания

Разметка стропил и изготовление обрешётки

На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:

  1. На мауэрлате размещается планка так, чтобы в крайних частях появились свесы по 45–50 см.Для того чтобы стропильные балки плотно опирались на мауэрлат, их необходимо запилить под нужным углом
  2. При помощи угольника или уровня производится разметка запила в верхней и нижней части. Ширина запила должна быть такой же, как ширина мауэрлата, однако она должна превышать 1/3 высоты стропильной ноги.
  3. Изготавливается шаблон исходя из полученного значения. По нему выполняется разметка на остальных опорах.

Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:

  1. Стропильная система может выполняться по-разному в зависимости от параметров строения. На маленькой постройке можно просто выложить стропила, оперев их на противоположные стенки в верхней части.Если длина пролёта получается большой, в середине можно сделать дополнительный ряд опорных стоек для стропил
  2. Если планируется построить гараж с чердаком, то поперёк пролёта надо уложить балки длиной в 1,2–1,5 м, которые будут применяться в качестве напольного основания. Стропила закрепляются к противоположным стенкам, однако их надо дополнительно усилить подкосами. Это нужно для придания жёсткости каркасу.
  3. Если стены изготовлены из кирпича, укладку крайних частей реек можно производить в специальные гнёзда, которые следует заранее подготовить в стенках. Балки фиксируются к длинным стенам, а стропильные ноги — к торцевым. В углубления нужно предварительно уложить гидроизоляцию. Лучше всего применять битум.

Далее выполняется монтаж кобылок — вспомогательных свесов, под которые подстилается рубероид. Подложка требуется для защиты деталей от сырости. В будущем свесы должны быть зашиты сайдингом.

В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:

  1. Если уклон кровли минимальный, то обрешётка должна быть цельной или с расстоянием между элементами менее 30 см.
  2. В случае среднего уклона крыши допустимый шаг составляет от 35 до 65 см.
  3. Крутая крыша допускает установку элементов обрешётки на расстоянии до 1 м друг от друга.
  4. Если уклон большой, то в некоторых случаях обрешётку делают с шагом в 3–4 м.Для обрешётки используется обрезная доска толщиной 25 или 32 мм

Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.

Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.

Утепление и гидроизоляция крыши гаража

Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:

  1. Первым делом выполняется укладка плёнки для пароизоляции. Швы склеиваются скотчем. Через данный слой будет выполняться отвод лишней влаги и пара.
  2. Укладывается материал для теплоизоляции. Рекомендуется применять пенопласт или базальтовую вату.Плиты утеплителя должны быть чуть шире имеющегося посадочного места, чтобы они заходили в него с заметным натягом
  3. Утеплитель накрывается слоем гидроизоляции.

Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:

  1. Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.Плёнку гидроизоляции лучше уложить с небольшим провисом, чтобы избежать излишнего напряжения при температурных деформациях
  2. Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
  3. Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.Плиты минеральной ваты должны заходить в промежутки между лагами враспор и держаться там без дополнительного крепления
  4. Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.Пароизоляционная плёнка защищает утеплитель от тёплого влажного воздуха, выходящего из нижних помещений

Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.

Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.

Пеноизол наносится на крышу методом напыления

Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.

В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.

Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:

  1. Гидроизоляционный материал следует укладывать полотнами снизу вверх.
  2. Необходимо обеспечить минимальный нахлест и избегать натяжения полотен.Гидроизоляцию следует выполнять после устройства системы стропил и монтажа обрешётки
  3. На стропилах плёнку нужно крепить планками небольшой толщины — контробрешёткой, чтобы создать вентиляционный зазор.

Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.

Видео: гидроизоляция гаражной крыши

Укладка кровельного покрытия

Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.

Пошаговое руководство по укладке рубероида

Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:

  • защитить внутренние помещения от осадков;
  • создать сплошное бюджетное покрытие.

Рубероид — мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие — в качестве основного покрытия.

  1. Основание для укладки промазывается битумной мастикой, после чего настилается первый слой рубероида. Материал монтируется снизу вверх в направлении уклона крыши. В таком случае вода не сможет проникать в щели между полотнами. Чтобы работа была произведена качественно, надо сначала промазать поверхность мастикой, после чего раскатывать и прижимать рубероид. Задержек быть не должно. Битум надо наносить по всей ширине рулона, при этом важно делать маленький отступ для следующего полотна. Нахлёст при укладке должен составлять 17–20 см.Перед укладкой рубероида поверхность надо промазать битумной мастикой
  2. Каждый последующий слой рубероида укладывается таким же методом. Разница будет лишь в направлении укладки — перпендикулярно начальному слою.
  3. В конце нужно поверхность ещё раз промазать битумом.

Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.

Подробнее о выборе кровельного материала для гаражей, читайте в нашей статье — Какой материал выбрать для покрытия крыши гаража.

Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом

Последовательность монтажа кровельного профнастила

Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:

  1. На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.Для укладки профилированного листа толщиной 0,4–0,5 мм достаточно шага обрешётки в 50 см
  2. Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.Листы профнастила крепятся кровельными саморезами в углубление волны
  3. Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
  4. С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.

Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами

Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли

Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.

Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.

Видео: покрытие крыши шифером

Ремонт гаражной крыши

Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:

  1. При помощи разогретого битума.
  2. Применение мягкого материала для кровли.
  3. Применение профилированных листов или черепицы.

Подробнее о ремонте крыши гаража, читайте в нашей статье — Как отремонтировать разные виды крыш гаражей.

Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.

  1. Первым делом надо взять острый нож и разрезать место с изъяном крест-накрест.Место повреждения кровельного покрытия необходимо разрезать нажом крест на крест и отогнуть
  2. Далее следует отогнуть образовавшиеся треугольники так, чтобы они не топорщились и дали возможность без проблем перемещаться по крыше.
  3. Внутренние части надо очистить от пыли. В дальнейшем щели будут залиты битумом.

Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:

  1. Прежде всего надо разогреть битум. Для этого надо разжечь костёр и сделать самодельный мангал, на котором будет расположено ведро. Когда битум нагреется и станет пластичным, можно приступать к заливке.При работе с битумом надо соблюдать максимальную осторожность, т. к. при попадании на кожу его раскалённых капель возникают серьёзные ожоги
  2. Далее необходимо поднять ведро на крышу, соблюдая максимальную осторожность, чтобы не пролить горячую смесь на себя, и залить битумом места с дефектами. В процессе материалу нужно задать направление при помощи планки из дерева. Таким методом возможно отремонтировать как всю поверхность, так и её нужную часть. Особенно тщательно следует пролить отверстия, которые были прорублены ранее. Важно следить за тем, чтобы битум заполнил углубления доверху.

Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:

  1. Первым делом внутрь углубления надо нанести смолу или мастику на основе битума.
  2. Уложить кусок рубероида.
  3. Нанести сверху дополнительный слой битума. Не стоит ждать, пока он высохнет. На этом этапе надо незамедлительно вернуть на место отогнутые части.
  4. Заделать отверстия заплатками. Габариты каждого куска должны быть на несколько сантиметров больше ремонтируемого фрагмента.Новый кусок рубероида должен быть на несколько сантиметров шире дефектного места с каждой стороны
  5. Поверх заплатки нанести мастику.
  6. Если при укладке появятся пузыри, их надо надрезать ножом. Элемент с надрезом надо плотно прижать к основанию крыши, после чего промазать гудроном.

Видео: частичный ремонт кровли гаража

Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.

FILED UNDER : Справочник

Страницы