admin / 22.11.2018

Котел на отработке

Содержание

Принцип работы и преимущества самодельных котлов

Чтобы отапливать помещение или целое здание, используя тепловую энергию сжигания старых масел, котлы данного типа работают по принципу, отдаленно напоминающему пиролиз. Топливо, находящееся на дне камеры, сначала разогревается до тех пор, пока не появятся горючие испарения. Они поднимаются вверх, смешиваются с воздухом и сгорают, выделяя тепло. Оно передается непосредственно водяной рубашке агрегата через стенки камеры. Для понимания процесса ниже показана схема котла на отработанном масле.

Устройство котла

1 – верхняя крышка; 2 – шкаф управления; 3 – блок питания; 4 – вентилятор; 5 – насос; 6 — топливный бак; 7 – отработка масел; 8 – отстойник; 9 – кран для опорожнения; 10 – маслопровод; 11 – дверца для розжига и обслуживания; 12, 16 – соответственно, подающий и обратный трубопроводы, к ним присоединяется отопительная система; 13 – труба подачи воздуха в зону горения; 14 – водяная рубашка; 15 – жаровые трубы; 17 — камера сгорания; 18 – конденсатосборник; 19 – заслонка – регулятор тяги; 20 — дымоходная труба.

Чтобы понять, стоит ли заниматься этим делом, или лучше просто купить заводской готовый котел, надо проанализировать, какими преимуществами обладают самодельные агрегаты. Они довольно существенны:

  1. Низкая стоимость. Даже если вы поручите работу опытным мастерам, оплатите ее и купите все материалы, то самодельный котел на отработке обойдется вам вдвое дешевле, чем заводской.
  2. Сжигать можно любые виды отработанных масел, а в случае надобности и дизельное топливо.
  3. Всегда есть возможность усовершенствования конструкции или ее дополнения средствами автоматизации.
  4. Поскольку использование отработанного масла в качестве топлива предполагает небольшое количество золы после сгорания, то и обслуживание источника тепла не займет много времени.
  5. Качественно собранный агрегат с набором автоматики при работе не требует постоянного к себе внимания и частого посещения топочной, нужно лишь вовремя заливать топливо в бак.

Из недостатков можно выделить некоторую инертность, она заключается в том, что после прекращения подачи воздуха в зону горения процесс останавливается не сразу, для этого требуется некоторое время, в течение которого теплоноситель продолжает прогреваться. Далее, после затухания пламени котлы на отработке потребуется разжигать вручную, если не предусмотреть для этого специального устройства.

Самодельные котлы для отопления на отработке усовершенствованной конструкции наделены функцией «холостого хода», когда воздуха в камеру подается совсем немного. Это сделано с целью поддержания небольшого пламени, когда интенсивный нагрев теплоносителя не требуется. После его остывания подача воздуха возобновляется и теплогенератор выходит на рабочий режим.

Когда вы задумали сделать отопление отработкой, надо понимать, что в топочной не будет такой чистоты, как при использовании газа или электричества. Это неизбежный атрибут пользования отработанным топливом, как и присутствие специфического запаха. Кроме того, придется организовать фильтрацию масла от металлической стружки и прочих твердых включений, чтобы они не засоряли топливный тракт.

Инструкция по выполнению работ

Как выглядит готовый котел

Котел, сжигающий отработанное масло, отличается от печи тем, что не позволяет львиной доле тепла улетать в трубу и нагревает воду в системе отопления, а не воздух. Другое дело, как это реализовано в конструкции агрегата. С заводскими теплогенераторами все понятно, их производят на основании расчетов и разработок, которые выполняют целые коллективы специально нанятых людей. Что же касается изготовления самодельного котла на отработке, то это результат труда и творческой мысли нескольких человек, и как показывает практика, результат весьма успешный.

Вариант отопительного устройства без водяной рубашки: схема и принцип работы печки на отработке

Воспользуемся этими результатами и подробно рассмотрим, как сделать котел на отработке своими руками. Для этого понадобятся инструменты и приспособления:

  • аппарат ручной дуговой сварки постоянного тока (инвертор);
  • угловая шлифовальная машина с кругами отрезными по металлу;
  • дрель электрическая;
  • молоток, набор ключей и прочих слесарных инструментов, имеющихся в каждом индивидуальном хозяйстве.

Как можно понять из списка, от вас требуются два навыка: по слесарным и сварочным работам. Особенно при изготовлении самодельного котла на отработке важно умение выполнять качественные и герметичные сварочные швы. Если в этом нет уверенности, то стоит пригласить на помощь профессионального электросварщика.

Теперь следует подобрать материалы для самодельного котла. Обычно, чтобы не ломать голову над изготовлением корпуса будущего теплогенератора, берут два сосуда или две трубы разных диаметров, чтобы при вставке одной в другую между ними оставался просвет 3—4 см для водяной рубашки. Поскольку работа котла связана с высокой температурой, толщина стенок труб должна быть не менее 4 мм, а лучше 6 мм.

Совет. Для внутреннего корпуса топки зачастую принимают баллоны из-под пропана или кислорода.

Чтобы собрать самодельный котел на отработанном масле, сначала надо обрезать трубы на необходимую длину, она же и высота агрегата. Дополнительно понадобятся трубы меньших диаметров для патрубков, подачи воздуха и теплообменника, а также листовой металл толщиной не менее 4 мм, чтобы выполнить дверцу и крышки круглой формы. Из дополнительного оборудования понадобится приобрести маслонасос, вентилятор для нагнетания воздуха и комплект автоматики с датчиками. Когда все готово, можно приступать к сборке, изучив чертежи котла на отработанном масле.

Схематический чертеж

Здесь показана базовая версия котла, сделанного своими руками. Далее, необходимо изготовить водяную рубашку с жаротрубным теплообменником, как показано на фото ниже.

Жаротрубный теплообменник

Следующий этап – монтаж электрического вентилятора и комплекта автоматики, который будет контролировать температуру теплоносителя, управляя производительностью нагнетателя воздуха и маслонасоса. Дальше следуют испытания и установка котла в топочную.

Совет. Прежде чем заполнять систему водой, а бак – топливом, рекомендуется произвести проверку качества сварных швов на проницаемость с помощью общепринятых методов.

Изношенные машинные масла – это альтернативный источник энергии для обогрева дома, особенно когда другие энергоносители дороги и недоступны. Но зачастую домовладельцы не имеют возможности приобрести необходимое оборудование в силу его высокой стоимости. В то же время качественно изготовленные самодельные отопительные котлы функционируют не хуже заводских и потому заслуживают внимания. Работу одного из подобных котлов можно увидеть, просмотрев видео.

Достоинства и недостатки самоделок

Более-менее приличные котлы на отработке, созданные именитыми производителями, стоят довольно дорого – от 30-40 тысяч рублей, не считая ёмкости для топлива (она приобретается отдельно). На рынке представлено множество моделей, отличающихся тепловой мощностью и функционалом. Если же денег на покупку заводского масляного котла для частного дома нет, люди отдают предпочтение самоделкам.

Давайте посмотрим, чем так хорош котёл на отработке с водяным контуром, изготовленный своими руками:

  • Дешевизна – если под руками есть необходимые материалы, остаётся потратиться разве что на электроды для сварочного аппарата и на отработанное масло.
  • Стабильная работа – если выполнить котёл согласно чертежам, горение будет ровным и стабильным, как это реализовано в заводских образцах.
  • Возможность внесения изменений в конструкцию – вам не страшна потеря гарантии, так как её здесь нет.
  • Возможность сделать котёл на отработанном масле прочнее и надёжнее – заводские модели, изготовленные в последние годы, отличаются довольно слабыми узлами. Выбрав надёжный и толстый металл, вы сможете сделать самоделку более выносливой и долговечной;
  • Лёгкость в ремонте – самодельный котёл на отработанном масле обладает простой конструкцией, с которой вы знакомы, как никто другой.

Есть и недостатки:

  • Самодельные котлы отопления на отработке могут отличаться по КПД от своих заводских собратьев, причём в меньшую сторону.
  • При неправильной сборке возможно возникновение аварийных ситуаций.
  • Низкий уровень безопасности – но здесь многое зависит от опыта сборщика и соблюдения правил ТБ.
  • Трудно регулировать теплоотдачу, чтобы стабилизировать температуру воздуха в обогреваемых помещениях.

Недостатки имеются, но они есть и у фабричных образцов.

Принцип работы котлов на отработке

Самодельный котёл на отработанном масле может работать по одной из двух схем:

  • С горением топлива в одной ёмкости и его дожиганием во второй – своеобразная пиролизная схема;
  • С воспламенением подогретого и испарённого топлива – крайне эффективная схема.

Если поджечь отработанное масло в какой-либо ёмкости, оно будет гореть жёлтым, слегка коптящим пламенем. Даже если отобрать получаемое тепло в отопительную систему, его будет недостаточно для обогрева помещений. К тому же в продуктах сгорания мы найдём кучу недогоревших и токсичных компонентов. Поэтому главная задача отопительного котла на жидком топливе заключается в обеспечении оптимальных условий сгорания отработанного масла. Полученное тепло отправляется в водяной контур.

Первая схема используется в самых простых печах, наподобие вот этой:

Горение при такой схеме осуществляется с забором воздуха через регулировочную заслонку.

Здесь мы видим бак с топливом и регулировочной заслонкой, дожигатель и вторичную камеру. В дожигатель, через ряды боковых отверстий, подаётся вторичный воздух. Отработанное масло заливается в бак, поверх него наливается немного керосина, после чего производится розжиг.

Пламя в дожигателе будет сначала жёлтым, так как печь холодная. По мере прогрева оно приобретёт бело-розовый оттенок, появится гудение, характерное для мощного потока пламени. Это значит, что агрегат вышел на рабочий режим. Увеличив размер верхней камеры и дополнив её трубчатым теплообменником, мы получим простую печь на отработке с водяным контуром.

Для рассмотрения второй схемы водогрейного котла на отработанном масле мы возьмём следующую схему:

Схема и принцип действия водогрейного котла на отработанном масле

Это не совсем то, что нам нужно, но принцип тот же. Представленный на рисунке агрегат включает в себя несколько важных узлов. Первый узел – это топливный бак, который обеспечивает подачу отработанного масла в котёл. Подача должна быть капельной. Отработка поступает в чашу, в которой разжигается пламя. По мере прогрева конструкции масло начинает поступать в чашу уже горячим, температура его горения возрастает.

Горение осуществляется во внутреннем объёме печи, ограниченном металлическим цилиндром. Это наша камера сгорания – сверху в неё поступает воздух, в верхней боковой части располагается отвод под дымоход. На представленном чертеже изображён агрегат с поддувом, что делает его работу более эффективной. Водяной рубашки здесь нет, но есть вентилятор обдува, который обдувает воздухом внутренний цилиндр с камерой сгорания. Горячий воздух можно отправить через воздуховоды в обогреваемые помещения.

При использовании воздуховодов их необходимо тщательно утеплить, чтобы снизить потери тепла.

Организовать отопление на отработанном масле своими руками поможет водяной контур. Для этого убираем из чертежа вентилятор обдува и сопло отдачи горячего воздуха, никаких отверстий на их месте не будет. Вместо этого привариваем к цилиндру с камерой сгорания змеевик, играющий роль теплообменника. Его можно сделать из трубы подходящего диаметры. Концы трубы выводятся наружу – к ним подключается контур отопления.

Таким образом, мы сделали отличную печь на отработанном масле с водяным контуром. Осталось поработать над увеличением эффективности. Для этого мы можем обернуть дымоходную трубу дополнительным теплообменником и соединить его с основным. Теперь оборачиваем наш водогрейный отопительный котёл в теплоизоляцию, после чего облачаем его в дополнительный корпус – это поможет снизить тепловые потери.

Основная схема

Котлы на отработке отличаются простотой конструкции, но найти нормальные чертежи проблематично. В связи с этим придётся полагаться исключительно на свои силы и инженерную смекалку. В качестве основы для котла на отработанном масле можно взять данную схему (будем называть её основным чертежом):

Здесь мы видим отсутствие змеевика (теплообменника для водяного контура), но его легко встроить – он встраивается во внутренний объём.

Представленный на схеме агрегат нередко называют плазменным. А всё потому, что при горении он даёт белое, отдающее синевой, высокотемпературное пламя. Отработанное масло сгорает полностью, на выходе мы получаем лишь лёгкий дымок.

Наша задача – дооборудовать печку водяным контуром и превратить её в котёл на отработанном масле. Для этого нам нужно сделать водяную рубашку (или встроить змеевик) согласно нижеследующей схеме:

Схема водяной рубашки нашего котла на отработанном масле.

В нашем случае мы можем изготовить большой змеевидный теплообменник, который будет располагаться вокруг горелки. Вокруг змеевика привариваем лист железа, оборачиваем тепло теплоизоляцией, после чего сооружаем декоративный металлический корпус.

Как и многие котлы на отработке, разрабатываемый нами агрегат будет работать на жидком топливе, подогреваемом прямо в подающей трубе. Подача атмосферного воздуха осуществляется сверху. Вентилятор принудительного наддува здесь не нужен, но многие советуют им не пренебрегать.

Топливо стекает по тонкой трубе диаметром 10 мм в чашу, где испаряется и превращается в газообразное горючее. Через несколько прорезей диаметром 1,6 мм оно поступает в камеру горелки, после чего через четыре ряда отверстия различного диаметра поступает в камеру сгорания – под действием тяги из дымохода.

Если тяга слабая, спасёт вентилятор наддува, который буквально заставит выходить парообразное отработанное масло в камеру сгорания.

Как только котёл прогреется, паровоздушная смесь начнёт сгорать с образованием белого с синевой пламени. Большая часть тепла оправится в водяной контур, ещё часть уйдёт в атмосферу вместе с продуктами сгорания. Главным достоинством агрегата является то, что отработанное масло в нём сгорает почти полностью – никаких токсичных выбросов в атмосферу.

Сфера применения

Отопление в гараже печкой на отработке с водяным контуром – вполне оправданное решение. Особенно когда речь ведётся о гаражной мастерской. Работающим здесь ребятам решить проблемы с отоплением не составляет особого труда – при замене масла в автомобилях отработка почти всегда остаётся в гараже, забирают её очень редко. При большой проходимости гаражной мастерской можно набрать за лето несколько бочек отработанного масла.

К тому же масло меняется круглогодично, поэтому с топливом в гараже проблем не возникнет. А водяной контур поможет обогреть не только гаражное помещение, но и прилегающие мастерские. Электрическое и газовое отопление здесь не используется – дорого и невыгодно, учитывая наличие постоянного источника отработанного масла для работы самодельного отопительного котла.

Самодельные котлы на отработанном масле, оснащённые водяным контуром, могут использоваться для обогрева жилых помещений. Главная задача потребителя – найти доступ к недорогому или вовсе бесплатному горючему. Оно нередко продаётся в бочках, поэтому с покупкой проблем не возникает. Стоит отработанное масло на 30-50% дешевле, чем солярка – экономия налицо.

Универсальная схема

Мы несправедливо обошли внимание ещё одну схему постройки котла, работающего на отработанном масле, – на основе горелки. Здесь мы можем использовать простую горелку Бабингтона, характеризующуюся высокой эффективностью и простой конструкцией. В ней используется металлический шар, по которому стекает отработка. В самом шарике имеется отверстие, через которое подаётся воздух. Он подхватывает мельчайшие частицы отработанного масла, распыляя его. Готовая воздушно-капельная смесь поджигается и образует устойчиво горящее высокотемпературное пламя.

Готовая горелка подключается к универсальному заводскому котлу, умеющему работать с горелками любого типа. Также она монтируется в обычные твёрдотопливные металлические и кирпичные печи. Достоинства получившейся сборки:

  • Можно регулировать температуру, ограничивая подачу топлива в горелку на отработанном масле.
  • Возможность автоматизации регулировки интенсивности горения.
  • Возможность перевода на другой вид топлива – например, на пеллеты, на природный или сжиженный газ.

Выбирая для постройки самодельного котла горелку Бабингтона, потребители получают в своё распоряжение устройство, способное работать даже на загрязнённом отработанном масле. Главная задача – обеспечить подачу воздуха под большим давлением. Обычно для этого применяются компрессоры от холодильников.

В качестве основы для самоделки выбираем чертёж любого отопительного котла с традиционной схемой сжигания дров. Понять суть поможет небольшая иллюстрация:

Здесь мы видим котёл, который с одинаковым успехом может работать как на дровах, так и на отработанном масле – с помощью соответствующей горелки.

Работа протекает в несколько этапов. Первый – собрать горелку Бабингтона по данной схеме (или любой другой):

Схем сборки горелки Бабингтона существует великое множество. Мы решили использовать здесь самую распространенную.

Второй этап – сборка подходящей твёрдотопливной печи, которая впоследствии будет работать на отработанном масле. Выбирая чертёж и следуя ему, ни в коем случае не уменьшайте размеры камеры сгорания, куда вырывается пламя горелки – если завтра вам не хватит отработки, придётся мёрзнуть. А в большую камеру сгорания вы всегда можете накидать порцию дров и продолжить наслаждаться теплом.

Третий этап – подключение отдельных элементов. Горелка подключается к топливному баку, после чего вставляется в собранный своими руками котёл. Запускаем подогрев масла в баке, открываем вентиль, включаем компрессор, поджигаем топливно-воздушную смесь, контролируем работу водяного контура.

При необходимости, вы можете перейти с отработанного масла на сжиженный газ. Для этого приобретается газовая горелка (никаких самоделок с газом!) и устанавливается вместо жидкостной горелки. К ней подключается газовый баллон. В результате вы получите полноценное водяное отопление, хоть и несколько прожорливое.

Подключить к самодельному котлу горелку на природном газе, скорее всего, не разрешат – решайте этот вопрос самостоятельно, так как шутки и эксперименты с газом плохи.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива — нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется — для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства. Всё, что понадобится для запуска процесса разложения — испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/pechka-burzhujka-svoimi-rukami.html.

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа — в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/kakoj-obogrevatel-luchshe-dlya-garazha.html.

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу печка оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы — сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат — лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска — отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/pech-na-otrabotke-svoimi-rukami.html

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой — она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна — 200 мм, а верхнего — 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае — 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм — это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости — частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая — колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним — 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном. Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами — последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых — необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.

  • Виктор Каплоухий

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые — техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Принцип работы

Принцип котлов, действующих на переработанном топливе во всех случаях одинаков. Он заключается в испарении масла и сжигании пара от него.

Принцип испарения масла

Но есть небольшие нюансы в такой технологии. Все отработанные масла содержат множество тяжелых металлов, присадок и других элементов. Задача заключается соорудить такой агрегат, который позволит аккумулировать тепло внутри, а не выводить сразу все эти элементы в дымовую трубу. Полное окисление всех элементов происходит только при условии достижения внутри котла максимальной температуры – 6000С.

Температурный показатель в данном случае — очень важный момент. Если не вдаваться в долгие объяснения химических процессов, то можно сказать кратко: безвредное сгорание и испарение топлива может происходить только при температуре в 600 градусов. Отклонение в одну или другую сторону на 200 градусов спровоцирует выделение очень вредных токсичных веществ.

Котел на отработке с водяным контуром

Самодельный котел на отработке выглядит следующим образом: две металлические емкости соединены между собой трубой и при этом они находятся на разной высоте. Верхний бак оснащен дымоотводящей трубой, длина которой должна быть не менее одного метра.

В нижний бак заливается отработанное масло. Верхний слой масла в испарительной камере нагревается, в результате чего образуется пар. Поднимаясь, он выходит в перфорированную трубу и соединяется с воздухом, достигает верхнего бака и сгорает. А уже сами продукты сгорания выводятся по трубе через дымоход.

Таким образом, происходит обогрев помещения, но при этом не выделяется токсичных отходов, вредных для здоровья человека. Этот факт сразу же отвечает на главный вопрос, который интересует многих перед строительством такого агрегата: «Насколько вреден котел на отработке?».

Схема котла на отработанном масле

При правильной конструкции и соблюдении всех необходимых технических моментов, котел на отработанном топливе не представляет угрозы для здоровья человека. Но здесь нужно четко придерживаться условий эксплуатации и понимать, что данный агрегат подходит для отопления только хозяйственных помещений. Выполнять такой прибор для обогрева дома нельзя. Ведь для него используется отработанное топливо, которое сложно отнести к чистым видам горючего.

Следует четко понимать принцип работы и технологию испарения масла в таком агрегате. Здесь сгорает не само масло, а его пары. За счет того, что отработанное топливо еще до начала горения разогревается и начинает испаряться, появляется возможность разложить такое горящее топливо на более легкие элементы.

Где применяется подобные отопительные агрегаты?

  • в производственных помещениях;
  • в помещениях для содержания животных;
  • в автомастерских, на СТО;
  • в теплицах;
  • в складских помещениях и гаражах.

В качестве топлива для такого котла можно использовать практически любое масло, в том числе амортизационное.

Технология испарения масла в котле на отработке

Сжигание топлива и испарение масла может происходить двумя способами:

  1. Поджигание жидкого вещества. При этом будет выделяться пар, который догорать будет в специальной камере.
  2. Литье жидкости на раскаленную поверхность, в результате чего будет образовываться пар.

Одним из самых простых способов реализации этой технологии является использование раскаленной металлической чаши, на поверхность которой капает отработанное масло.

Принцип капельной подачи топлива

Суть заключается в том, что при контакте с раскаленным металлом топливо резко испаряется, а не нагревается. Происходит диффузия пара с воздухом, который подается в бак. Пары вспыхивают и сгорают, в результате чего образуется тепло.

Для того чтобы достичь максимальной эффективности такого агрегата, необходимо обеспечить длительное нахождение горящей смеси в камере сгорания. Для этого следует установить неподвижную крыльчатку в устье дымохода, что будет способствовать созданию необходимых завихрений в камере сгорания.

Самодельный котел без водяного контура может обогреть достаточно большую площадь. Его мощности хватит для отопления небольшой мастерской в 30-40 квадратных метров, теплицы или гаража.

Если же необходимо обеспечить обогрев больших помещений, тогда следует выполнить котел с водяным контуром. При этом расход топлива поражает своей экономичностью: от 0,5 литра до 1 литра в час.

В зависимости от потребности и желания владельцев хозяйственных помещений, такой самодельный агрегат можно оснастить одним или двумя контурами. Если задача сводится исключительно к обогреву помещения, то одного контура будет вполне достаточно.

Если же необходимо нагревать воду в бытовых целях, то нужно выполнить два контура. Для этих целей в верхнем баке выполняется теплообменник.

Несмотря на отличный КПД, универсальность использования топлива и большую экономичность, такой принцип работы редко реализуется на зарубежных котлах. А вот отечественные производители зачастую выпускают такие агрегаты, которых широко используются в хозяйственных целях.

Самым сложным в самостоятельном выполнении подобной конструкции является способ предварительного разогрева чаши, на которую капает масло. Те, кто своими руками выполняет такой котел, поступают просто: забрасывают в бак фитиль, пропитанный бензином, и поджигают его. После того, как чаша нагревается до нужной температуры, просто открывают подачу масла.

Котел на отработке

Вторым моментом, на который нужно обратить внимание является равномерная капельная подача масла. Необходимо обеспечить оптимальный уровень фильтрации отработанного топлива.

Для этого достаточно надеть автомобильный масляный фильтр на один конец трубки, которая опускается в бак с отработанным топливом. Смену фильтра необходимо производить не реже одного раза в месяц. Если топливо грязное, то чаще.

Еще одной проблемой может стать топливный насос, который должен подавать нужное количество масла в бак. Собрав конструкцию из штуцеров, ниппеля и двух тройников можно доиться «защиты» от перелива топлива. В шланге будет находиться порция масла, которая помещается в этот узел.

Насос

Вся остальная часть будет просто стекать обратно в бак. По аналогичной схеме выполняется и фабричная конструкция котла с автоматической защитой от перелива.

Еще одной идеей для капельной подачи топлива является использование фрагмента обычной медицинской капельницы. Этот фрагмент надевается на нижний штуцер, а с помощью колесика регулятора определяется частота капель.

Количества топлива, которое капает на чашу должно быть ровно столько, чтобы оно равномерно прогорало, но при этом не чадило. Если меняется топливо, необходимо каждый раз заново регулировать частоту капель.

Хороший современный котел на отработке обязательно должен быть оснащен защитой от закипания масла и перелива топлива. Во избежание пожара, нужно следить за тем, чтобы уровень масла в резервуаре был ниже, чем в самой печке.

Для того чтобы выполнить котел с водяным контуром, достаточно вокруг корпуса печи устроить водяную рубашку. Далее этот контур можно использовать уже по своему усмотрению: либо подавать на обогрев большого помещения, либо на нагрев воды.

Для того чтобы к баку подключить трубы, ведущие к отопительной системе, потребуется насос для циркуляции воды.

Котел на отработке вроде бы всем хорош: и экономичен, и прост в эксплуатации. Но как добиться, чтобы он длительное время поддерживал горение?

Способ продлить горение

Доливать во время его работы масло нельзя – опасно. Ждать полного сгорания – неудобно. Можно, конечно, выполнить большой резервуар для топлива, но тогда большое количество масла не успеет нагреваться до нужной температуры.

Решить эту проблему поможет дополнительный бак, куда будет заливаться основной запас топлива. С нижним корпусом он будет соединяться по принципу сообщающихся сосудов.

Преимущества и недостатки котла на отработке

Как и у любого агрегата для отопления, у котла на отработке есть свои преимущества и недостатки. Прежде чем вы решитесь на то, чтобы выполнить его своими руками, предлагаем вам подробно ознакомиться с этим списком.

Достоинства:

  • низкая стоимость ресурсов;
  • простая конструкция и понятный принцип работы котла;
  • возможность использовать котел для нагрева воды (при сооружении водяного контура);
  • быстрый нагрев жидкости;
  • возможность изготовления своими руками;
  • компактность;
  • высокий КПД.

Относительную экологическую безопасность такого котла можно отнести скорее к достоинствам, но следует подчеркнуть, что эта безопасность достигается только при строгом соблюдении всех технических нюансов при строительстве и эксплуатации.

Котел своими руками

Котел «на выходе» выдает температуру в 95 градусов, что позволяет хорошо отапливать гараж, теплицу, мастерскую даже в самый лютый мороз.

Можно предусмотреть на конструкции небольшую варочную поверхность, с помощью которой будет легко нагреть чайник или разогреть обед.

Недостатки:

  • необходимость регулярной чистки;
  • отсутствие поддержки этого агрегата на законодательном уровне;
  • непрезентабельный внешний вид.

Как вы можете видеть, достоинств у подобной конструкции для отопления гораздо больше, чем недостатков. Поэтому, если вы решили соорудить самостоятельно котел на отработке с водяным контуром, мы предлагаем вам пошаговую инструкцию, справиться с которой сможет даже новичок.

Как сделать котел на отработке с водяным контуром своими руками

Для того чтобы самостоятельно выполнить данный агрегат, необходимо запастись следующими материалами:

Схема котла на отработке с водяным контуром

  • листовой металл для бака (толщина 4 мм);
  • листовой металл для крышки (толщина 6 мм);
  • труба для дымохода;
  • насос для масла;
  • вентилятор;
  • стальные переходники;
  • термостойкий герметик;
  • металлические уголки для опор.

Инструменты:

  • болгарка с кругом для резки металла;
  • карандаш и строительная рулетка;
  • дрель со сверлом по металлу;
  • молоток и набор ключей;
  • сварка с электродами.

Чтобы облегчить работы по выполнению котла, можно взять уже готовые бочки для пропана или кислорода.

Котел на отработке схема

Схема сборки агрегата будет выглядеть следующим образом:

  1. Корпус котла нужно разделить на 2 части. В верхней части нужно будет смонтировать водяную рубашку, а нижнюю часть подключить к радиаторам отопления. Нижняя часть в обязательном порядке должна быть отделена от верхней, к которой подключается напорная труба.

    Изготовление перегородки

  2. Пропускаем трубу сквозь перегородку между верхней и нижней частью. Обязательно следите за тем, что внутренняя часть трубы должна быть хорошо изолирована от воды, в противном случае попадание воды на масло может спровоцировать пожар.

    Перфорированная труба

  3. На перфорированный конец трубы наваривается крышка первичной камеры, при этом цилиндр должен свободно сниматься с крышки.
  4. В нижнюю часть бака врезается штуцер, через который проходит воздух и масло. При этом штуцер проходит насквозь корпуса и соединяется с патрубками горелки с помощью шлангов.
  5. В самом корпусе котла, в нижней его части, необходимо предусмотреть дверцу для систематической чистки сажи.

Перед выполнением работ необходимо определиться с местом, где будет размещен котел. Необходимо удостовериться, что рядом не находится легко воспламеняющихся вещей и сам корпус котла не перекрывает движение, не мешает работе.

Числовые параметры котла

Шаг 1. Подготовка основания и стен

  • Под котел на отработке с водяным контуром лучше всего выполнить бетонную стяжку. Можно также облицевать плиткой пол и стену, к которой примыкает конструкция котла.

    Стены должны быть из негорючего материала

    Если стены деревянные, то между ними и агрегатом необходимо проложить асбестовое полотно.

Шаг 2. Изготовление основного бака котла (внутреннего)

Этот корпус представляет собой бак с водяной рубашкой, каналом для подачи кислорода и трубкой, по которой течет масло на чашу.

В днище этого корпуса необходимо выполнить дверцу для извлечения чаши и поджигания масла.

  1. Начертить схему котла.
  2. Отмерить на листовом металле размеры бака и вырезать с помощью болгарки.
  3. Вырезаем днище бака.
  4. Соединяем лист металла таким образом, чтобы получилась труба диаметром в 60 см.
  5. Прикрепляем днище.

    Надежно свариваем основание

  6. В днище отмеряем отверстие для извлечения чаши. Размер такого отверстия может быть любым, главное, чтобы поместилась рука.
  7. На расстояние 10-15 см от верхнего края трубы вырезаем круглое отверстие диаметром 14 см.
  8. С помощью дуговой сварки привариваем к отверстиям горловины толщиной в 5 см.

    Кольцо привариваем

  9. На нижнюю часть трубы привариваем кольцо шириной 3 см. При этом кольцо необходимо «надеть» на конец трубы таким образом, чтобы плоскости двух частей пересекались под углом в 900.

    Дверца

Шаг 3. Изготовление внешнего кожуха трубы

  • Длина внешней трубы должна быть на 5 мм меньше высоты наружной.
  • Вырезаем с помощью болгарки в трубе отверстие для дымохода, дверцы, патрубки подачи (вверху трубы) и отверстие для возврата теплоносителя (в нижней части).
  • Надеваем внешнюю часть трубы на внутреннюю и герметично привариваем основания.

    Чаша с приваренным днищем

  • В верхней части трубы привариваем кольцо, которое закрывает расстояние между трубами.
  • Выполняем заглушку одного из патрубков.

    Заглушка

  • Проверяем герметичность водяного контура.

    Монтаж водяной бани

  • Отмеряем на листовом металле круги диаметров 66 см. Вырезаем с помощью болгарки. В одном круге выполняем отверстие для трубы подачи воздуха. Диаметр – 13 см.
  • Привариваем круг к сделанной конструкции.

    Установка котла

Шаг 4. Изготовление канала для подачи воздуха

  • Отмерить на листовом металле трубу диаметром 6-8 см и вырезать с помощью болгарки. Длина трубы превышает на 10-15 см общую конструкцию.
  • Отмеряем от одного конца 50 см и выполняем отверстие.
  • Теперь выполняем канал для подачи масла, который будет находиться внутри трубы для подачи воздуха. Для этого берем отрезок трубки длиной 8 см (d=1 см) и привариваем к другому концу трубки такого же диаметра, но длиной 50 см под углом 130-1500.
  • Аккуратно устанавливаем трубку для подачи масла в трубу для подачи воздуха.
  • Сбоку выполняем врезку под компрессор. Подключаем насос подачи подачи топлива и циркуляционный насос.
  • Размещаем чашу в котел.
  • Фиксируем дверцу.

Шаг 5. Установка дымохода

После того, как сам котел надежно установлен на основание, приступаем к монтажу дымохода, длина которого должна быть 3,5-4 м.

Собираем дымоход из сэндвич труб

При этом старайтесь выполнять вертикальную трубу без горизонтальных участков.

  • Соединяем выходящий патрубок котла с трубой дымохода.
  • В зависимости от того, какая схема вывода дымохода: через стену или кровлю, выполняем разметку. Если через стену проводим трубу через перекрытие.

    Проводим дымоотвод через стену

  • В месте, где труба будет проходить через перекрытие, вокруг дымохода необходимо проложить асбестовое волокно и прикрепить специальный жаростойкий кожух к потолку.

    Наружное крепление дымоотводящей трубы

  • Для регулировки тяги, оснащаем дымоход металлической заслонкой.
  • Выводим дымоход над кровлей.

    Вывод дымоход над крышей

Шаг 6. Подключение водяного контура

Если котел будет использоваться в качестве подсоединения к радиаторам для отопления большого помещения, необходимо сначала проложить всю сеть батарей по помещению.

Подключение батареи

Для подсоединения котла к радиатору используем трубу диаметром 43 мм.

  • Берем небольшую металлическую емкость (бак для воды) с толстыми стенками, и надежно фиксируем с помощью болтов к котлу. Можно в качестве крепления использовать сварку.

    Соединяем котел с системой

  • В верхней части емкости делаем отверстие и привариваем трубу, через которую будет происходить подача горячей воды в систему.

    Монтаж трубопровода

  • В нижней части находится труба для поступления холодной (остывшей) воды в бак.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*