admin / 03.06.2019
Содержание
Заготовки встречаются различные. Одни обрабатываются впервые, другие – повторно. Не следует забывать, что основа сквозь лак, даже если он и темный, будет хотя бы частично просматриваться. Поэтому предварительная, «грубая» зачистка поверхности проводится, если на ней есть какие-либо неровности. Хотя данный этап не является обязательным.
Если образцу, который планируется покрыть лаком, требуется сохранить первозданный, художественный вид, то такая работа не проводится. Например, при желании поместить в доме корягу, ветку интересной, необычной формы, или что-то подобное. Любителей подобным образом преображать интерьер хватает.
Нанесение лака на сырое дерево – занятие малоперспективное. В процессе испарения влаги материал деформируется, и на поверхностном покрытии в разных местах появляются сеточки морщин.
Если дерево рассохшееся, то все трещины целесообразно герметизировать. Опять-таки, когда не требуется подчеркнуть, выделить эту его характеристику (автор позволит себе выразиться именно так) – старину. В остальных случаях обязательно. Хотя бы для того, чтобы исключить возможность попадания в щели лака. Иначе расчетного количества средства будет недостаточно. В продаже имеются специальные шпаклевочные составы – по дереву – которыми и следует воспользоваться.
Попросту говоря, мелкой шкуркой (160 – 320). Она сделает дерево гладким, следовательно, и лак ляжет более тонким слоем и значительно ровнее, без подтеков и «капель» на поверхности. Если повезет купить так называемую «губку шлифовальную» – еще лучше. Качество обработки получится высочайшим. Для тех, кто уже выбрал шлифовальную машинку по дереву, проблем вообще никаких.
Кое-кто, не зная всех особенностей древесины и лаков, считает эту работу бессмысленной, напрасной тратой денег и времени.
Количество слоев определяется, исходя из состояния древесины. Рекомендация одна – не начинать повторного покрытия, пока нанесенный слой полностью не впитается в дерево. Перед тем, как приступать к этой работе, необходимо очистить основу от пыли, которая останется после ее шлифовки.
Ее особенность зависит от приобретенного средства. Поэтому в этом плане главный советчик – рекомендация (инструкция) производителя. Но несколько советов лишними не будут.
При его нанесении в несколько слоев каждый, после отвердевания, снова ошкуривается. Это позволит нивелировать (сгладить) все «волны», которые могут образоваться из-за неравномерного распределения состава по поверхности. Естественно, что последнее (финишное) покрытие обработке не подвергается.
Чтобы избежать появления на поверхности мельчайших полос, желательно покрывать дерево лаком при помощи нескольких кисточек. На каждый слой – своя. Почему не стоит работать одной и той же? Даже самая качественная очистка ворсинок от лака не гарантирует, что на них не останутся его мельчайшие частички. А так как придется ждать, пока нанесенный слой просохнет, они отвердеют. Как результат, при повторном покрытии – множественные микроскопические царапины.
Автор обращает внимание, что в статье описана лишь технология покрытия дерева лаком. Какой именно состав выбрать в зависимости от породы дерева – вопрос, требующий отдельного рассмотрения. То же касается и тонирующих средств.
Лакировка дерева требует применения качественных материалов и инструментов. В зависимости от назначения деревянного изделия и условий его эксплуатации, необходимо использовать подходящие по характеристикам лаки.
Выделяют несколько видов лакировочного материала:
Лакировать можно поверхности, находящиеся на улице или внутри помещений. Современные средства позволяют защищать даже погруженную в воду древесину. Если лака нет, то его заменяют олифой или восковой мастикой, после которой деревянная поверхность становится слегка бархатистой на ощупь.
Для качественного покрытия лаком деревянных поверхностей понадобятся рабочие инструменты.
Если применяют традиционный лак в банках, то не обойтись без кистей. Их размер и количество выбирают в зависимости от объёма работ и применяемых видов лака. Предпочтение стоит отдавать кистям из натуральной щетины.
Для обработки небольших деревянных изделий, а также различных планок и стержней, можно использовать узкие кисти шириной от 15 до 20 мм.
При обработке поверхностей большой площади желательно использовать флейцевые кисти шириной 100-150 мм.
Валики используются также для обработки больших площадей, но в отличие от флейцевых кистей ими неудобно лакировать криволинейные поверхности.
В домашних условиях можно залакировать поверхность средством из баллончика, но оно по цене выше и применяется только для небольших изделий.
Наждачная бумага нужна для механической очистки деревянных поверхностей и шлифовки их перед лакировкой. Для обработки необходимо иметь несколько видов наждачной бумаги различной зернистости. Понадобится щётка, которой можно будет сметать пыль с подготовленной поверхности.
Шлифовальная машина используется, если необходимо подготовить к лакировке очень большие поверхности. Пылесос используют для удаления пыли при шлифовке, а также для очистки изделий больших размеров.
Собрав все необходимые инструменты, нужно подготовить помещение, если работы будут проводиться внутри. Нужно учесть возможность проветривания, так как многие составы лаков выделяют вредные для организма человека вещества и имеют резкий запах.
Помещение должно быть достаточно светлым, чтобы можно было визуально контролировать результат работы. При необходимости нужно обеспечить рабочее место искусственным освещением. Если планируется использовать электрические инструменты, например шлифовальные машинки или пылесос, нужно предусмотреть наличие на рабочем месте электрических розеток и подходящих удлинителей.
Чтобы покрыть дерево слоем лака, сначала необходимо тщательно подготовить поверхность, которую предстоит обработать. От качества такой подготовки будет зависеть весь результат будущей работы.
Ошибочно думать, что под толстым слоем лака можно будет скрыть мелкие неровности на поверхности древесины. Все дефекты должны устраняться до начала лакирования. Исключением может быть тот случай, когда нужно специально выделить текстуру дерева и подчеркнуть рельефность.
Чистую строганую поверхность нужно обязательно отшлифовать наждачной бумагой зернистостью 80-100.
Если поверхность была ранее покрыта краской или лаком, старое покрытие удаляют. Сделать это можно шкуркой с зернистостью 40-60. Удалить старую краску или лак руками будет очень сложно, поэтому для таких работ лучше использовать ленточную шлифовальную машинку.
Для дальнейшей обработки можно использовать вибрационную шлифмашину. Направление шлифования должно совпадать с направлением волокон древесины, иначе царапины останутся видны даже через несколько слоев прозрачного бесцветного лака.
После шлифовки поверхность необходимо тщательно очистить от пыли. Сделать это можно щеткой или, если поверхность очень большая, пылесосом.
При использовании любого вида лака необходимо очень точно соблюдать инструкции по его применению. Иногда производители требуют перед лакированием загрунтовать деревянную поверхность. Если такое требование существует, пренебрегать им нельзя, иначе при нанесении лака степень адгезии может быть недостаточной, и со временем лаковая поверхность начнет шелушиться и отваливаться.
Вид грунтовочного состава подбирается в соответствии с рекомендациями по применению лака.
Как правило, производители лаков изготавливают и сопутствующие материалы – грунты, растворители, которые советуют использовать. Отступление от этих рекомендаций и использование материалов других марок возможно, но в этом случае необходимо разбираться в составах лаков и грунтов. Может так случиться, что два состава будут совершенно несовместимы по химическим свойствам. Результаты их взаимодействия могут быть совершенно непредсказуемыми.
Чтобы лаковое покрытие долго продержалось, не шелушилось и не вспучивалось, важно соблюдать технологию нанесения.
Лакирование дерева производится в несколько слоёв. Сколько их должно быть, зависит от рекомендации производителя и условий использования деревянных изделий, но обычно наносят не менее трех – грунтовка + два неразбавленных.
Обратите внимание! Чтобы избежать видимых разводов, кисть вначале перемещают вдоль волокон древесины. Вертикальные поверхности обрабатывают легкими перекрестными мазками, беря совсем немного лака.
Работать надо быстро и аккуратно. Затем необходима просушка в течение времени, указанного в инструкции.
После того как первый слой высох, необходимо повторно осуществить шлифовку поверхности наждачной бумагой с зернистостью 120. Это поможет избавиться от нежелательных разводов, которые могли возникнуть в результате того, что кончики наружных волокон древесины при намокании и последующей сушке деформировались.
Отшлифованную поверхность нужно очистить от пыли, протереть чистой влажной ветошью. После того как первый слой высохнет, можно наносить следующий.
После нанесения второго слоя при необходимости производят шлифовку поверхности, затем снова приступают к лакировке. Предпоследний слой шлифуют очень мелкой шкуркой с зернистостью от 200 до 400, после чего наносят последний, завершающий. Излишки лака на краях поверхности при его нанесении можно удалить тампоном, смоченным в растворителе.
После нанесения последнего слоя поверхность тщательно просушивают. При необходимости лаковое покрытие может быть отполировано. Полировка осуществляется войлоком или фетром, с использованием шлифовальных машин и специальных полировальных паст. Правильно отлакированная поверхность преображает деревянный предмет, каким бы он ни был.
Для защиты деревянных изделий от воздействий влаги и агрессивных веществ используют различные растворы искусственных и естественных смол в растительном масле, скипидаре и спирте. Используют для покрытий натуральные, спиртовые, масляные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые и перхлорвиниловые лаки.
Чтобы получить качественное и красивое покрытие необходимо перед применением внимательно прочитать инструкцию.
Прозрачная отделка в художественной резьбе
Растительное масло. При пропитке дерева растительным маслом тон древесины становится более свежим и концентрированным. Полное взаимодействие масла с древесиной осуществляется за 2–3 дня. Подсолнечное масло является полувысыхающим, поэтому за это время древесина контактирует с солнечным светом и воздухом. При работе с красным деревом и эвкалиптом следует быть очень аккуратными, поскольку покрытая растительным маслом древесина, особенно выставленная на солнце, очень быстро темнеет и приобретает глубокий красный или вишневый цвет. Красное дерево со временем темнеет независимо от нанесенного на него покрытия, а подобная отделка еще и ускоряет этот процесс.
Масло наносят на поверхность изделия и выдерживают 30 минут. По истечении этого времени излишек масла стирают тряпочкой. Все впитавшие масло места промазывают через день. Особенно следует обратить внимание на торцевые срезы древесины. Обработанное изделие выдерживают на солнце или на свету около недели, но без перегрева с какой-либо одной стороны.
В подсолнечное масло можно добавить 15–20 % натуральной олифы, что сократит время высыхания до нескольких дней.
По истечении 1–2 недель (с добавкой олифы – раньше) изделие слегка полируют чистой бельевой или сапожной щеткой.
Нитролак. Нитролаки образуют стойкое, твердое, эластичное покрытие. Они подразделяются на прозрачные (НЦ-222, НЦ-228) и матирующие (НЦ-49, НЦ-243). Прозрачные лаки отличаются блеском, сохраняют естественный цвет и текстуру дерева. Наносят их на дерево с помощью краскопульта или пульверизатора. Матирующие лаки дают матовые покрытия, они содержат восковые вещества или мелкозернистые наполнители.
Лак НЦ-222 является лучшим для покрытия деревянных резных изделий в домашних условиях. Его можно наносить на масляное покрытие. Изделие в этом случае выдерживают до 2 недель (до полного высыхания масла), в противном случае на изделии могут появиться серые пятна. Особенно это касается осины, липы, березы, то есть светлых пород дерева. Такие изделия покрывают нитролаком без предварительного их покрытия маслом.
Лак наносят в 2–3 слоя с выдержкой между первым и вторым слоем 2 часа, а между вторым и третьим – 1–2 дня. Если при нанесении лака на поверхности изделия образовались подтеки, пузырьки газа или следы прилипшей пыли, изделие после высыхания лака шлифуют.
На ровные поверхности (плоские или кривые) можно наносить 10–20 слоев лака.
В промежутках между нанесением слоев выполняют умеренную шлифовку. Последний слой лака шлифуют и полируют мелкой шкуркой или специальными пастами, указанными в инструкции к лаку НЦ-222, и циклюют новым лезвием безопасной бритвы. Заключительный этап – полировка суконкой до нагревания поверхности изделия. В результате такой обработки получается ровная блестящая поверхность.
При многослойном нанесении нитролака не обязательно делать длительные выдержки для высыхания каждого слоя. Между первыми 5 слоями достаточное время выдержки составляет 1–2 минуты. После этого делают суточный перерыв и операцию повторяют. Выдержка необходима и перед полировкой (1–2 суток, но не более).
Покрытие рельефной резьбы лаком требует сноровки, поскольку лак наносят кисточкой. Чтобы в углублениях резьбы не образовывались затеки, лака следует брать в меру. На гладкие поверхности последние слои наносят спонжем с последующим контролем шкуркой для снятия неровностей.
Полиуретановые и акриловые лаки. Эти лаки образуют твердую эластичную пленку, отличаются большой сопротивляемостью к износу и истиранию, атмосферостойкие. Хорошо зарекомендовал себя лак АК-156, который имеет не очень резкий запах. Нанесение этих лаков на изделие осуществляется так же, как нанесение других защитных средств.
Работать с лаками, красками, морилками следует на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Желательно также использовать средства защиты органов дыхания (респиратор).
Воск. Восковое покрытие подходит только для пористой древесины, например дуба. Дубовое изделие, покрытое воском, приобретает приятный, спокойный и матовый блеск. На ровные поверхности воск наносят с помощью чистой сапожной или бельевой щетки, а в углубления – с помощью кисточки и восковой пасты (1 часть расплавленного воска на 2 части скипидара). Через сутки изделие полируют сухой щеткой до блеска.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
FILED UNDER : Справочник
Submit a Comment