admin / 06.05.2018

Как разобрать бензопилу

Содержание

Вначале о страшилках

Будете пилить тупой бензопилой, получите три отрицательных фактора:

  1. Снизите КПД Вашего процесса. Например, вместо двух кубов, напилите один (за то же время);
  2. Подвергнете интенсивному износу механизм, с риском разрушения ведущей звёздочки и шины;
  3. Получите повышенный расход топлива;

Есть ещё четвёртый, возможно не столь значимый фактор – «рваный» срез спила.

И конечно, больше устанете, будете (возможно) злиться на самого себя, типа «чего мне дураку, не наточить заранее, теперь мучайся…»

Вот вам тест-вопрос (фото справа). Догадайтесь, какая стружка «вышла» из-под острой и тупой цепи? (ответ будет ниже).

Как понять, что цепь затупилась

Симптомы:

  • Повышенные физические усилия;
  • Провисание (растягивание) цепи;
  • Вибрация и «подтормаживающее» прохождение распила;
  • Неточность распила и изменение вида опилок (они становятся неровными с острыми «игольчатыми» краями, мелкими и пыльными). Это уже ответ на тест.

«По мнению экспертов и по моему тоже: хорошо заточенные зубья, важнее мощности движка.»

Почему тупится? Причины, в общем, известны, но назову основные:

  • Интенсивная или объёмная работа;
  • Случайное соприкосновение с камнем, землёй, твёрдыми сучками и т.п.;
  • Неумелое обращение (широкое понятие).

О зубьях бензопилы

Зубья бензопилы имеют специфическую геометрию. Надо понимать и знать, какая их часть подлежит заточке. Вообще «логика» среза древесины напоминает рубанок.

Режущая поверхность состоит из двух кромок. Одна боковая, другая — немного скошенная. Ограничительный элемент глубины пропила регулирует габарит стружки в толщине. Рассмотрим подробнее. Элементы режуще-рабочего звена устроены так:

  1. Основание с отверстиями под ось;
  2. Лопатка зуба;
  3. Ограничитель глубины пропила;
  4. Торцевая грань лезвия (размещение – по вертикали);
  5. Верхняя грань лезвия (размещение – горизонтально);

Заточенная кромка Затупленная После прикосновения с грунтом

После заточки, высота ограничителя и угол заточенных рабочих кромок, не должны сильно отличаться от параметров заданных производителем. Это важное условие и за ним нужен «глаз да глаз». Иначе, пила не будет работать, как положено.

Нельзя чрезмерно стачивать или менять расположение звеньев. От идентичности их расположения зависит нормальная работа инструмента. В противном случае, вероятны повышенные нагрузки на корпус, шину и двигатель. Срез может получаться кривым. Также есть небольшая вероятность разрыва цепи.

Возможные способы и методы заточки цепи

Работаем напильником

Лучшее решение – это простые «прибамбасы» для точильных работ. В этот набор входит круглый и плоский напильник, особые державки, шаблон-калибр, крючок для удаления стружки и пр. Конструктивно, «приспособы» могут отличаться, но функционал имеет общую логику.

Диаметр круглого напильника напрямую зависит от размера цепи:

  • — Цепи с ø 1,3 – требуют напильник ø 4 мм (применяется гораздо чаще);
  • — Цепи с ø 1,6 – требуют напильник ø 5,2 мм;
  • — Для заточки ограничителя глубины, используют плоский напильник.

Процесс заточки

  1. Предварительно «включив» цепной тормоз, крепко зажмите шину бензопилы в тиски (крепко зажатая пила – залог успешной заточки)
  2. Установите шаблон так, чтобы «стрелка» была направлена к «носу» шины. Обязательно пометьте (можно мелом) тот зуб, с которого начали заточку, иначе можете пойти по второму кругу;
  3. Выполняйте заточку в сторону, указанную стрелками. Помните, на каждом зубе цепи имеется специальная заводская насечка. Она указывает максимальный угол заточки.
  4. Кроме режущего зуба, на каждом звене имеются ограничители. Их заточка проводится по мере надобности. Это необходимо в том случае, когда в результате заточек снижается высота зуба, и появляются проблемы в работе бензопилы. Как правило, ограничитель подтачивают через 2-3 заточки зубьев;

«Если навыков в заточке нет, лучше начинать с недорогих цепей».

Рекомендации:

  • Напильник не должен заходить за верхнюю часть режущей кромки, более чем на 1/5 рабочей части напильника. Нажим проводится с одинаковым усилием;
  • Движение точильного инструмента выполняется в одну сторону «от себя», причём кол-во движений для каждого зуба должно быть равным;
  • Для заточки вертикальной плоскости, положение напильника должно быть под прямым углом;
  • Для заточки горизонтальной плоскости, положение напильника, под углом 20-30°
  • Если есть зубья разной высоты, ориентир – самый маленький.

Достоинства: Возможность «зарядить пилу» в полевых условиях. При этом дёшево.

Недостатки: Занимает время и силу. При этом быстро «убивает» напильник. Кстати, о напильниках: лучше заплатить немного больше и взять качественный товар, чем приобрести за 40-50 рублей и выбросить его после первой же заточки (проверено на практике). И ещё, если цепь так «хорошо пропахала» почву, что её режущая кромка изменила первоначальную форму, точить напильником – трудно и совсем не быстро.

Точим болгаркой

Профессионалы считают данную работу, первобытной. Есть риск повреждения шины, и не только…

Процесс (с виду легко, но на самом деле — сложно)

  1. Цепь также остаётся на шине;
  2. Крепим на болгарку отрезной диск по металлу толщиной 1,5-2 мм. Желательно брать не новый, то есть, с подработанной кромкой;
  3. Перед цепью и шиной ставим преграду (щепка сойдёт);
  4. Проводим заточку под нужным углом;
  5. По завершении работы, цепь надо, как следует, подтянуть.

При профессиональном подходе и «набитой руке», количество заточек может в данном случае быть более 7.

«Новичку, лучше не «экспериментировать» с пилой, цепью и… своими частями тела!»

Достоинства метода: Быстро, дёшево и не отнимает силы;

Недостатки: Нужны особые навыки, твёрдая рука и умение соблюдать технику безопасности.

Электрические заточные станки

Они оснащены специальными функциями настройки, помогающими расположить цепь под определённым углом. При этом, возможно точно и аккуратно подвести диск к зубьям цепи. Есть станки, оборудованные автоматическими тисками. Они включаются при подводе диска к затачиваемой кромке. Удобство и функциональность, конечно высокая. Можно найти модели и по «подъёмным» ценам.

Станки с «ручным приводом»

Конструкция такого станка похожа на лучковую пилу. Только, там где расположено полотно пилы, находится круглый напильник. Таким станком можно точить и править зубья, подгоняя соразмерность верхних кромок к наименьшему (контрольному) размеру. Механизм позволяет точно выставить параметры. После настройки по «контрольному» зубу, заточка проводится двумя-тремя движениями. А дальше переход — к следующему зубу.


Когда необходимо сточить ограничитель, круглый напильник меняем на плоский.

Достоинства метода: Позволяет качественно, удобно и без больших физических затрат заточить зубья, в том числе, потерявших первоначальную форму.

Недостатки: Цена инструмента и удалённость от возможного участка эксплуатации пилы.

«После окончания «точильных процедур», продуйте цепь сжатым воздухом (от компрессора или насоса) и положите ненадолго в чистое моторное масло. Конечно, такие мероприятия почти никто не делает, но для цепи, они пойдут только на пользу.»

Что выбрать для заточки, решать Вам. Это связано с тем, как часто Вы работаете бензопилой. От аккуратности обращения с ней. От качества купленной цепи. Ну и, конечно, от возможности потратить энную сумму. Сравнивать методы нельзя, ибо как гласит немецкая поговорка — «яблоки надо сравнивать с яблоками».

В заключение темы – некоторые советы экспертов:

  • Перед началом работы – обкатайте цепь. Для этого, прогоните цепь на невысоких оборотах ≈ 1 минуту. За этот период, смазка попадёт на каждую нужную деталь, а цепь и звёздочка прогреются и «притрутся» друг к другу. Если надо, отрегулируйте натяжение (после остывания цепи);
    Хорошо заточенный зуб
  • Постоянно смотрите за цепью. Она должна быть хорошо натянутой. Особо важно, когда в процессе работы, пилу наклоняют набок. Помните: цепь с плохим натяжением травмоопасна;
  • Своевременно точите. По возможности применяйте электрический станок. Это быстрее, легче, но и накладней;
  • Не стоит забывать о регулярной смазке пильной цепи, а следовательно, и всей шины. При недостатке смазки или применении несоответствующего смазочного материала, цепь может слететь с носка шины (а скорость её разгона достигает ≈ 100 км/ч);
  • Никогда не пользуйтесь отработанным автомобильным маслом. Только качественное специализированное или на крайний случай — чистый «автол».
  • Контролируйте глубину пропила, в части регулировки и заправки. Проверяйте это после 3-4 заточек.

«Объявление в газете: Меняю бензопилу на протез».

Надеюсь, информация была в меру полезна. Если да, то подписывайтесь в блоге на обновления и делитесь статьёй с друзьями… Всего Вам доброго. Удачи!

Цитата мудрости: Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится (Белинский).

Этот блог читают 2000 человек, подпишись и ты! Подписаться

Точим напильником

Первое что нужно для того, что бы наточить цепь, либо немного её подправить, это специальные напильники.

Напильник

Для заточки и правки цепей для пил, используются два вида напильников. Первый, это напильник круглого сечения с диаметром соответствующим диаметру закругления рабочей кромки пильного зуба.

Для заточки пильных цепей бытового инструмента, применяются круглые напильники диаметром 4, 4.8 мм, обусловлено это тем, что они имеют маленький зуб. Для профессиональных моделей используют более мощные цепи с большим зубом, и соответственно нужны напильники диаметром 5.2, 5.5 мм.

Для того чтобы правильно произвести заточку, не достаточно наточить только режущие кромки зуба, нужно еще произвести корректировку ограничителя глубины реза. Если этого не сделать, цепь не будет врезаться в распиливаемый материал на требуемую глубину, что заметно снизит скорость проведения работ и точно так же, как и в ситуации с тупой цепью может привести к перегреву двигателя пилы из-за не достаточной нагрузки на двигатель. Эта работа выполняется с помощью плоского напильника.

Описание процесса заточки с помощью напильников

Первое с чего начинается правка пильной цепи на пиле, это установка инструмента на ровную площадку или стол. В условиях леса, для этого хорошо подойдет чурка большого диаметра. Далее нужно провести осмотр пильной цепи на наличие каких – либо дефектов, это могут быть трещины, полностью отломленные зубья. После осмотра, нужно установить тормоз в рабочее состояние, тем самым заблокировав её движение по шине.

Цепь во время заточки при помощи напильника, должна быть натянута.

Под шину желательно подкладывать подставку, в качестве неё можно использовать полено, кусок ветки подходящего диаметра, либо у производителей инструментов для заточки имеются специальные струбцины для удержания шины в процессе заточки цепи.

Заточка цепи производится движениями напильника изнутри зуба наружу. При этом напильник должен располагаться параллельно специальной метке на цепи. Эта метка наносится изготовителем цепей для указания стандартного угла заточки.

Затачиваемый зуб, должен располагаться примерно посредине шины, это необходимо для удобства проведения работ, в процессе заточки нужно продвигать цепь по шине, не забывая при этом каждый раз устанавливать тормоз в рабочее положение.

Работу по заточки цепи на бензопиле, нужно обязательно проводить с использованием перчаток из грубого материала, в противном случае достаточно легко себя травмировать, т.к. рабочая поверхность зубьев очень острая.

В идеале, производители советуют проводить одинаковое количество движений напильником для каждого зуба, но на практике это не всегда возможно, т.к. зубья имеют разную степень повреждений рабочей кромки.

Для облегчения заточки пильной цепи с помощью напильника, могут применяться специальные держатели, с нанесенными на них разметками углов. Разметки сделаны не только для стандартного поперечного реза, но и для продольного.

Державки также удобно использовать, если вы не обладаете достаточным опытом заточки. Опытные мастера для заточки не применяют держатели, а могут использовать только специальные устройства, поддерживающие напильник.

Еще одно устройство, предназначенное для заточки, это ручной станок для правки пильных цепей. В качестве заточного инструмента в нем применяется обычный напильник, который можно самостоятельно заменить. Крепление станка производится непосредственно на шину, в нем также имеется возможность регулировки угла заточки зуба и специальный упор, удерживающий затачиваемый зуб.

Ручной станок для заточки, отлично подойдет для новичков. Наряду с электрическими моделями станков для заточки, ручной имеет свой неоспоримый плюс в виде низкой цены. В зависимости от производителя ручного станка их внешний вид может различаться, но принцип работы у всех один.

Корректировка глубины реза производится при помощи плоского напильника, таким образом, чтобы имелась разница между верхней режущей кромкой зуба и ограничителем высоты.

Как видно из рисунка ограничитель глубины стачивается таким образом, чтобы довести показатель зазора до заводского значения. Ниже приведена таблица, в которой указаны основные значения углов, а так же зазоров для наиболее распространенных типов цепей.

Как правило, величина зазора корректируется с применением специальной плашки. Она устанавливается на цепь во время заточки, после чего стачивается ограничитель глубины.

Электрические станки для заточки

Для правки большого количества цепей, как правило, в сервисных центрах, либо на производственных предприятиях, применяются электрические заточные станки. В зависимости от производителя, исполнение станков может различаться, но принцип работы у них один.

Пильная цепь, устанавливается в специальную направляющую, которая смонтирована на основе поворотной платформы и имеет специальный фиксатор для удержания затачиваемого зуба. Фиксатор способен перемещаться в горизонтальной плоскости. Под регулируемым углом к затачиваемому зубу установлен электрический наждак, который включается оператором нажатием на пусковую кнопку. Глубина погружения наждака, как и угол под которым производится заточка, может регулироваться. Само погружение выполняется оператором. Правка цепи производится специальным заточным кругом, который при необходимости можно поменять.

Как заточить при помощи УШМ (болгарки)

Способ заточки пильной цепи при помощи угловой шлифовальной машины, наименее распространенный ввиду своей не безопасности. Для того чтобы произвести правку зубьев цепи с использованием в качестве заточного инструмента болгарку, необходимо установить её в тиски и надежно зажать. Далее инструмент включается и к вращающейся поверхности диска подставляется затачиваемая кромка зуба. Заточенный таким образом зуб, может существенно отличатся от заточенного при помощи напильника, т.к. в процессе правки с применением болгарки, достаточно тяжело контролировать угол заточки.

Большим минусом можно считать возможность надреза диском болгарки ушка крепления соединительного звена цепи, что в дальнейшем приведет к разрыву, при проведении работ. Если в процессе проведения работ с применением бензопилы возникла необходимость заточки, лучше использовать специальный инструмент, нежели придумывать разные хитрости, которые могут обернуться не только финансовыми потерями, но повлечь серьезные травмы при их проведении.

Заточить цепь, не так сложно как кажется на первый взгляд. Любой человек, после изучения процесса правки цепей, способен самостоятельно наточить режущую гарнитуру своего инструмента. Даже если в первый раз получится сделать это не совсем качественно, отчаиваться не стоит, т.к. с каждой следующей попыткой, результат будет лучше и лучше.

Пильные цепи: ликбез, технические параметры, уход и обслуживание, заточка

Первые бензопилы появились в начале ХХ века. Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современных ножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали очень трудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубья делятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы и ориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево, вправо или расположены по центру). Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринимались неоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная Джозефом Коксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсального пиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышенной производительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила свою предшественницу с рынка, и теперь практически все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПИЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ

Подбирая цепь для мотопилы, обращают внимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущего звена, высота профиля и глубина резания.

Назначение. Известно, что распиловка древесины вдоль волокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результата желательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.

Основное различие между цепями продольного и поперечного типа — углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов, у продольных углы более острые — от 5 до 15 градусов.

Использование цепей несообразно их целям грозит либо заниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольной цепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительной нагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню. Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.

Шаг цепи — расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’.

Шаг 1/4’’ (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325’’ (8,25 мм) и 3/8’’ (9,3 мм) — наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404’’ (10,26 мм) и 3/4’’ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры — обычными, а две — десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8’’ в десятичную дробь составляет 0,375’’ — разница с предыдущим стандартом (0,325’’) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества — большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В этих трёх отдельных статьях рассмотрены три основных узла, ломающихся у бензопил чаще всего: ЦПГ (цилиндро-поршневая группа), карбюратор и пильный аппарат (шины и цепи).

Поршневая группа: смотрите .

Карбюратор, воздушный фильтр, коленвал, сцепление и т.п.: смотрите .

Пильные цепи и шины: смотрите .

Толщина ведущего звена (хвостовика) — второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043’’), 1,3 мм (0,050’’), 1,5 мм (0,058’’), 1,6 мм (0,063’’) и 2,0 мм (0,080’’).

1,1 мм — столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм — пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм — занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм — такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

Высота профиля. Пильные цепи бывают высоко- или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резания — величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже — с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

Глубина резания в значительной степени определяет производительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор — тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются». Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.

Объем двигателя. Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.

Режущее звено — пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) — тем толще стружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel — резец, долото), второй — чиппер (от англ. to chip — рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.

Серпообразный профиль — чиппер — менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче — скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей — различные модификации двух описанных выше.

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.

Соединительные звенья, соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.

РЕЖУЩЕЕ ЗВЕНО

ПАРАМЕТРЫ РЕЖУЩЕГО ЗВЕНА

Глубина резания

Угол заточки верхней грани

Режущий угол

Угол боковой грани

ТИПЫ РЕЖУЩИХ ЗВЕНЬЕВ

Режущее звено чизельного типа

Режущее звено чипперного типа

ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЗВЕНЬЕВ

Стандартный

С полупропуском

С пропуском

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена мало изменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но все предпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы с вибрацией и обратной отдачей.

Система смазки. Смазка цепи и шины — очень важный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака к режущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет сама цепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее по всей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка — чтобы «хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки в хвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системе смазки нередко задействуют и соединительные звенья — в них делают дополнительные углубления для смазки.

Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не только увеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так что постоянный контроль над процессом смазки — в интересах каждого пользователя. Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические капли масла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы на любой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираются пилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа — тревожный сигнал, указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы (проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И еще один момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различной длины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, что масляный насос справится с ее «обработкой».

Для совершенствования процесса смазки многие производители в России предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе (например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся в течение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологических преимуществ, смазывающие свойстваэтих масел на 30% выше, чем у автомобильных. Да и расход у них примерно на 25% меньше.

Борьба с вибрацией и обратным ударом. Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как это бывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемый симптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют свою чувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.

Стремление производителей снизить вредное влияние высокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальных амортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновения режущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат между деревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передается через цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепь сообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силу удара, то понизится и уровень вибрации.

Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила — благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает с режущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы на ведущих и соединительных звеньях.

Еще один эффективный способ — скошенная или завышенная пятка режущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть в момент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и сила этого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но и износ шины и цепи.

Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратном ударе — ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердой поверхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовым циферблатом — сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает, создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационные выступы минимизируют этот эффект.

ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЗВЕНЬЕВ

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты, конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может быть стандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резец приходится два ведущих звена. Во втором — каждое третье режущее звено заменено соединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущего звена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованием звеньев практически невозможно — в магазинах они не встречаются. Другое дело, если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние между резцами уменьшает их количество, а следовательно, снижает себестоимость. Однако увеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность и скорость пиления.

УХОД И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПИЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ

Пильная гарнитура — то есть цепь, шина и ведущая звездочка — это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересует вопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа не существует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит от типа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними и т.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительно снижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шины земли, то заточка быстро «уходит» — песок (т.е. абразив) в сочетании с высокой скоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне, разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды на реанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только для цепи и пилы, но и для самого оператора.

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться, зубцы — получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно на одну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использовать поочередно: сегодня — одну, завтра — другую и так по кругу. Тогда шина, звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишь одну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, они будут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические удары при движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущая звездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

Обкатка новой цепи — рекомендованная специалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую» жизнь. Первый шаг — замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смысл мероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно «пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг — установка цепи на шину и кратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этого двигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее, предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов с минимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступать непосредственно к работе.

Натяжка цепи — очень важный момент. Цепь, натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или даже лопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит — это чрезмерный износ и повышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пил такова, что натяжка цепи укрепляет и шину — в «расслабленном» состоянии шина свободно ходит влевовправо. Для проверки достаточно в верхней части шины, примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянуть вверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины. Если больше — цепь перетянута, меньше — недотянута. При этом сама цепь должна свободно перемещаться рукой.

Смазка. О необходимости тщательной смазки цепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системами улучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а, наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срок службы.

Заточка цепи требует соблюдения двух правил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высоту ограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным на заводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущих звеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всех режущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискует получить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузку на двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки на режущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Во всяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномерно и под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать, были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго и эффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления для заточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительным приборам, выдерживать заданные параметры.

Еще один важный момент — отслеживание малейших трещин, потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется в процессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз, под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливают цепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любая новая запечатанная в пакетик цепь — всего лишь штамповка, и подточив ее, можно повысить производительность эдак на четверть. Кроме того, у новых цепей высота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки, автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в «суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловка производится летом, а ее объект — свежесрубленная сосна, есть резон подправить ограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УХОДА ЗА ПИЛЬНЫМИ ЦЕПЯМИ

Напильники для заточки пильных цепей бывают круглыми и плоскими. Первые необходимы непосредственно для правки режущих углов верхних и боковых граней. К помощи вторых прибегают, если надо подправить ограничитель пропила.

Напильники подбирают индивидуально для каждой цепи, ориентируясь на ее шаг. Так, низкопрофильные цепи с наиболее распространенным шагом 3/8’’ подтачивают инструментом, диаметр которого не превышает 4 мм. Кстати, подтачивая звено, следует следить, чтобы примерно пятая часть напильника выступала над режущей кромкой.

Круглые напильники нередко оборудуют «державками», «файлами», «оправками», «калибрами» — тонкими металлическими пластинами с выгравированными прямыми линиями, упрощающими отслеживание углов. Оператору остается только следить, чтобы шина располагалась строго параллельно нужной полоске. И еще пара обязательных требований: инструмент нужно двигать только в одну сторону, с одинаковым количеством движений на каждый зубец — это обеспечит равномерное стачивание элементов цепи.

На каждые две-три заточки зуба подтачивают и ограничитель пропила, так как разница по высоте между ним и верхней режущей кромкой должна оставаться неизменной. Для контроля этого параметра предусмотрен специальный калибр — металлическая пластинка с прорезью. Его «надевают» на режущий зубец и плоским напильником стачивают «выглядывающий» из прорези ограничитель до уровня калибра.

На режущие зубья и на ограничитель пропила нанесены риски, показывающие, до какой степени их можно стачивать. Как только длина верхней грани зубца сравнялась с риской — цепь выработала свой ресурс и требует замены. Напильники со временем тоже выходят из строя, засаливаются.

Производители нередко объединяют круглый и плоский напильники и калибры в так называемые заточные наборы, подобранные к какому-то определенному типу цепи. Порой, помимо двух напильников и калибра, они содержат еще какие-нибудь вспомогательные приспособления. Например, Oregon «разнообразил» свой комплект очистителем для паза шины — своеобразным металлическим крючком для извлечения из него опилок.

Наборы напильников различной конфигурации, рукоятки для них и калибры встречаются в ассортименте таких производителей, как Bahco, Husqvarna, Oregon, Stihl и др.

Калибры производят не только как дополнение к напильникам. Их можно приобрести и отдельно. Например, в ассортименте Stihl имеется очень интересное устройство — «псевдоквадратная» пластинка, помогающая определить шаг пильной цепи и цепной звездочки, толщину ведущих звеньев и ширину паза направляющей шины.

А в ассортименте Oregon есть «направляющая пластинка». Она, как и калибр, помогает отслеживать углы при ручной заточке. Кусок пластика с нанесенными под определенными углами прямыми линиями крепится магнитами к шине пилы. Остальное, так сказать, дело техники.

Carlton разработал специальный «прибор» (File-O-Plate), позволяющий контролировать правильность соблюдения заточных углов и высоту ограничителя пропила. Выполненное из закаленной стали устройство используют для профилактики обратного наклона и серповидного края резца — при установке на пильную цепь оно позволяет заметить малейшие отклонения от нормы и подправить их с помощью напильника. Причем он, как и любые другие направляющие пластинки, не позволяет напильнику отклоняться от нужного направления, обеспечивая правильный угол заточки для всех зубцов.

Струбцины. Чтобы с помощью напильника подточить цепь, снимать ее вовсе не обязательно, а вот надежно зафиксировать вместе с шиной — очень даже неплохо. Тяжелые тиски на случай мелкого ремонта с собой в лес не потащишь, а вот специальные струбцины — вполне. Подходящие есть в ассортименте Stihl и Oregon. Они снабжены острыми ножками, позволяющими буквально забить их в любой подходящий пень.

Заточные станки служат той же цели, что и напильники, но к их помощи обычно прибегают при сильном износе цепи или при больших объемах таких работ. В «профильных» мастерских и сервис-центрах такие станки не редкость.

Ручные станки приспособлены под установку непосредственно на направляющую шину. В принципе их основная обязанность — обеспечить движению напильника нужное направление и исключить даже вероятность отклонения. По сути, они выполняют ту же роль, что и калибры, однако их точность на порядок выше.

Электрические станки требуют стационарного рабочего места, но и обслуживают по высшему уровню. К примеру, заточной станок Oregon 32653A подходит к любым цепям любого производителя, главное — установить точильный диск соответствующего размера. С помощью специальных шкал диск и затачиваемую цепь устанавливают под нужным углом. Существует несколько модификаций данного станка. Так, модель Oregon 106540 отличает гидросистема, обеспечивающая автоматический зажим тисков при опускании диска на зуб цепи и в процессе заточки каждого зуба. Для работы станка 106360 требуется источник сжатого воздуха на 6–8 бар, но зато производительность у него гораздо выше.

Stihl также не подвел своих приверженцев, выпустив электрический станок для заточки любых цепей Stihl. При наличии дополнительного оборудования станок подойдет для обслуживания режущих систем самых разных устройств — мотокос, мотоножниц, кусторезов.

Подобные электрические станки имеются и в ассортименте Alpina.

Заклепочные и расклепочные станки. Из-за одного или даже нескольких поврежденных звеньев выбрасывать всю цепь нелогично, ведь можно заменить разбитые элементы. Вот тут-то и пригодятся заклепочные и расклепочные станки с расходным материалом в виде заклепок соответствующего диаметра. Их используют не только при ремонте — ведь пильные цепи продают как готовыми, так и «на метры», из бухт.

ПРАВИЛА ЗАТОЧКИ

Держите напильник под правильным углом

Линия корректировки угла заточки верхней грани, нанесенная на обойму напильника, должна быть параллельна цепи

Напильник должен выступать над верхней гранью на 1/5 своего диаметра

Периодически стачивайте ограничитель пропила, чтобы глубина резания оставалась неизменной

⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как заточить цепь бензопилы: напильники, наборы для заточки цепей, шаблоны, станок. Тест, отзывы, подробные рекомендации по заточке цепей читайте .

>Советы и рекомендации по заточке цепей для бензопил

Когда нужна заточка цепи бензопилы?

В процессе работы с бензопилой у любого, даже самого качественного инструмента, цепь со временем теряет изначальную остроту и нуждается в затачивании. По каким признакам можно понять, что цепь электропила или бензопилы затупилась и пришло время её заточить?

Ниже приведены основные признаки того, что пора выполнить заточку цепи:

  • во время работы пила теряет стабильность, вырывается из рук и сильно вибрирует;
  • бензопила или электропила выдает стружку только мелких размеров, а крупной стружки не производит;
  • пильная часть увязает в материале, пиление невозможно производить качественно и быстро;
  • углубление бензопилы в древесину не происходит само по себе, для того, чтобы выполнить продольный распил, инструмент приходится «утапливать» руками в материал, прикладывая усилия и прижимая полотно;
  • во время распиливания образуется кривой срез;
  • бензопила быстро и сильно нагревается;
  • износ цепи происходит намного быстрее;
  • повышается расход топлива.

Если вы отметили на своем домашнем инструменте несколько описанных признаков, значит, пришло время, чтобы наточить цепь.

Оригинальную цепь бензопилы можно затачивать несколько раз, она будет сохранять все рабочие свойства — остроту реза, качество среза, скорость вращения по шине.

Несколько важных советов, которые помогут дольше не точить цепь на бензопиле:

  • не используйте новую цепь со старой звездочкой и наоборот;
  • если в ходе эксплуатации бензопилы вы уже сточили две цепи, замените звездочку новой;
  • цепь должна пройти обкатку перед полноценной эксплуатацией бензопилы с нормальной нагрузкой (обкатка производится непосредственно перед пилением, 1 минуту на малых оборотах, а затем 1 минуту на средних оборотах);
  • после остывания новой цепи бензопилы следует проверить степень ее натяжения;
  • всегда используйте цепную смазку для бензопилы, качественное масло;
  • сохраняйте нормальное натянутое положение звеньев, ведь во время работы бензопилу часто наклоняют в разные стороны, что увеличивает вероятность соскальзывания цепи с шины;
  • контролируйте положение и направленность ограничителя глубины пропила, после 3-й или 4-й заточки проверяйте параметры ограничителя.

Характеристики зубьев цепи

Зубья цепи имеют несколько важных параметров. К таким параметрам относят:

  • устройство режущего звена (состоит из основания, крепящегося к цепи, лопатки зубца с двумя режущими кромками, ограничителя глубины, который контролирует, насколько глубоко лезвие врезается в дерево, торцевое и верхнее лезвие), режущее действие выполняет не сама цепь, а звенья, то есть, зубцы. Они передвигаются на цепи, как на основании, по дереву, и звено разрезает дерево;
  • угол торцевого лезвия, который позволяет цепи разрезать дерево (именно из-за этого угла при распиле формируется древесная стружка).

Для проведения правильной заточки цепи владельцу нужно знать:

  • тип металла цепи (мягкий, твердый, средний);
  • шаг цепи;
  • расстояние ограничителя глубины.

От этих двух параметров зависит, как правильно поточить цепь. Чем мягче металл цепи на бензопиле, тем аккуратнее нужно обращаться с напильником при ручной заточке. Верхний край напильника в процессе затачивания должен располагаться под углом 90° в вертикальной плоскости и 30° или 10° — в горизонтальной.

Видео про угол заточки цепи бензопилы

В данном видео показано, как правильно заточить цепь бензопилы, указаны основные параметры пильных цепей.

Следующее видео от владельца бензопилы о том, как заточить цепь бензопилы своими руками

Передние углы у разных типов цепей могут иметь величину от 60 до 85°. Чем больше градус заднего угла верхнего лезвия цепи, тем больше оно будет наклонено назад, в среднем величина такого угла составляет от 50° до 60°. Для осуществления процесса распила наиболее важен показатель (градус) заднего угла верхнего лезвия, и само верхнее лезвие очень важно для качественного пиления.

Основное условие при затачивании цепи бензопилы или электропилы: производительность резания прямо пропорциональна углу заточки, то есть, чем он выше, тем лучше бензопила будет разрезать материал. Чем меньше угол заточки, тем более плавным будет ход инструмента, и тем меньше будет вибрация во время работы.

Избегайте угла заточки в диапазоне больше 35° и меньше 25°. В цепях для продольного пиления допускается исключение для угла заточки, в этих цепях угол заточки может составлять 10°.

Наборы необходимых инструментов, шаблоны и приспособления для заточки цепи

Наиболее популярные инструменты для заточки цепи:

  • круглый напильник;
  • плоский напильник;
  • державка;
  • шаблон для ограничителя глубины;
  • крючок для удаления опилок.

Напильники для заточкиСтанок для заточки цепей бензопилШаблон для контроля угла заточки

Размеры напильников для заточки цепей бензопил бывают разными, но в обычной жизни для бытовых нужд и домашнего применения для затачивания цепей с шагом ¼, 0,325″,3/8″ и 0,404″ рекомендованы напильники с диаметрами 4,0; 4,8; 5,2 и 5,5 мм. Для некоторых цепей применяются цилиндрические надфили диаметром 3,2 мм. Для ручной заточки своими руками идеальным вариантом будет напильник длиной 200 мм диаметром до 5 мм.

Некоторые производители реализуют данные инструменты точильными наборами, также можно приобрести их по отдельности. Круглый напильник — один из самых популярных инструментов, с помощью которого многие владельцы затачивают цепь не хуже, чем на станках. Каждый набор рассчитан на определенный шаг цепи и ее размер. Чтобы подобрать набор для заточки цепей, нужно знать два этих параметра.

Державка с напильником Stihl

На державку нанесены разметки — они помогают владельцу бензопилы определить правильное положение угла для заточки цепи. Державку устанавливают одновременно на верхнюю часть ограничителя и зуба, а круглый напильник располагают под ней сразу возле лезвия. Державка удерживает напильник на нужной высоте, по нормам он должен на 1/5 возвышаться над лезвием.

Чтобы наточить цепь бензопилы в домашних условиях, шина закрепляется тисками или струбциной. Важно сохранять неподвижность инструмента во время заточки. Державку ставят на разметку, а затем двигают напильник по цепи от себя 2-3 раза. Каждый зубец обрабатывают одинаково. Время от времени напильник разворачивают другой стороной, чтобы он не стачивался неравномерно.

Для удобства зубцы равномерно затачивают с одной стороны, после чего переворачивают пилу и выравнивают их с другой стороны.

Заточку начинают с самого маленького по размерам зубца, поскольку длина остальных зубцов должна совпадать с ним. Когда лезвия заточены, обрабатывают ограничители. На цепь ставят шаблон из набора так, чтобы ограничитель попадал в отверстие, все выступающие кромки стачивают плоским напильником из точильного набора.

Другие приспособления для заточки цепей, заточные инструменты и приборы:

  • роликовое заточное устройство;
  • напильники различных фирм (круглые, плоские);
  • державки с напильником;
  • ручки и направляющие для напильников;
  • пластиковые футляры, контейнеры для хранения инструментов;
  • надфиль — мелкий напильник, прибор продолговатой формы с алмазной насечкой, чаще всего надфили применяются для напиливания очень мелких деталей, нередко продаются наборами.

Популярные модели недорогих станков для заточки

Популярные производители недорогих станков для заточки цепей: Днипро, Einhell, Sadko, Vitals, Forte, Intertool, Eltos, Zenit, Grand, Stern, Темп.

Среди многообразия моделей каждый владелец бензопилы или электропилы может выбирать подходящий ему инструмент. Ниже представлен рейтинг лучших недорогих станков для заточки цепей бензопил, эти станки получили множество похвальных отзывов от владельцев. Сколько будет стоить данное устройство? Стоимость станков из этой категории — от малой до средней. В данном ценовом диапазоне представлено множество моделей, которые отлично справляются с затачиванием цепей для электрических и бензиновых пил.

Предлагаем вам короткий рейтинг станков для заточки цепей бензопил из категории недорогих:

  1. Профессиональный станок для заточки цепей Scheppach Woodster CS 03, производитель Германия, 220 Вольт, мощность 180 Вт, максимальный диаметр шлифовального круга 100 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер диска 10 мм, вес станка 3 кг, гарантия 1 год, цена 1125 грн.
  2. Бытовой станок для заточки цепи Днипро-М НСМ-550 (электроточилка бюджетного типа), производитель Украина, мощность 550 Вт, диаметр шлифкруга 108 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер круга 23 мм, вес 2 кг, гарантия 3 года, цена 740 грн.
  3. Профессиональный станок для заточки Vitals Professional ZKA8511s, производитель Латвия, мощность 85 Вт, диаметр шлифкруга 104 мм, толщина круга 3,2 мм, посадочный размер шлифкруга 22,2 мм, вес 2,6 кг, гарантия 1,5 года, цена 1093 грн.
  4. Станок для затачивания цепей бензопил Oregon 106550, мощность аппарата 85 Вт, производитель США, диаметр шлифовального диска 105 мм, посадочный размер диска 22,3 мм, толщина диска 3-4,5 мм, вес 2 кг, цена аппарата 7 100 грн. Наиболее дорогой из указанных аппаратов, получил множество хороших отзывов, популярная в России и Украине модель.

Заточной электроинструмент Scheppach

Все описанные модели подходят для точилки цепей на электропилах и бензопилах. Для размещения станка требуется небольшое рабочее место: устойчивый стол и источник питания для подсоединения устройства к сети.

Станок для заточки цепей бензопил Oregon — видео с обзором работы аппарата. Устройство Орегон подходит для затачивания цепей типа 91VX; 91VPX с шагом .325″ и 3/8″; LPX с шагом .325″ и 3/8″; BPX с шагом 3/8″, LGX.

Видео про станок Днипро-М НСМ-550

Виды заточки цепей бензопил и правильная работа с ними

Далее мы расскажем о нескольких популярных способах заточки цепи, которые можно выполнить как в домашних условиях, так и на производстве.

Ручная заточка напильником в домашних условиях

Ручная заточки считается наиболее экономичной, бюджетной, для этого потребуется лишь напильник, который есть в каждом доме у хозяина, если его нет — стоит он недорого и продается на любом строительном рынке или в магазине строительных товаров и инструмента. Для размера цепи 1,3 мм потребуется напильник диаметром 4 мм, для размера цепи 1,6 мм — нужен напильник диаметром 5,2 мм.

Для ограничителей зубьев можно использовать плоский напильник. Шаблон для заточки крепится на обтачиваемый элемент.

Этапы ручной заточки цепи бензопилы в домашних условиях:

  • закрепите цепь (шину) так, чтобы она была полностью неподвижна;
  • не меняйте угол заточки в течение всего затачивания;
  • выполните 2-3 движения вперед напильником с легким нажатием;
  • поворачивайте напильник разными сторонами;
  • заточку выполняйте по размеру самого малого зубца.

Как заточить цепь бензопилы напильником своими руками — об этом видео ниже:

Профессиональная заточка на станке

Заточка на станке может выполняться ручным станком или профессиональным станком.

Профессиональные станки работают от сети. Принцип заточки практически такой же, как и при ручном затачивании:

  • цепь бензопилы фиксируют в направляющих;
  • далее настраивают ширину канавки и выбирают угол;
  • опускают затачивающий диск;
  • цепь двигают по держателю, зажимают, обрабатывают каждый зубец.

Точильным элементом в профессиональных станках является наждачный камень. Хороший автоматический станок стоит недешево, потому профессиональное оборудование для заточки, в основном, находится в сервисах и мастерских. Покупать такое для домашнего использования не рационально.

Видео о том, как заточить цепь бензопилы на станке

Заточка с помощью шлифовальной машинки или болгарки

Процесс заточки цепи бензопилы шлифовальной машинкой или болгаркой производится с помощью специальной насадки, такого же шлифдиска, который используется как насадка в профессиональных станках. Из всех способов точения, способ с болгаркой самый простой, однако, требующий некоторых навыков.

Для заточки вам потребуется болгарка и диск по металлу толщиной 2,5 мм. Точить цепь нужно на минимальных оборотах, поочередно обрабатывая каждый зубец на цепи. При использовании болгарки надевайте защитную пластиковую маску или очки, а также перчатки.

Видео о том, как заточить цепь бензопилы болгаркой

Советы и рекомендации по заточке в домашних условиях

Андрей, Мелитополь:

«Заметил, что на коробках из-под цепей указаны разные углы заточки, для разных цепей отличаются. Заводской угол, например, больше 25 градусов, все пишут, что не меньше 35, а для того, чтобы хорошо пилить сосну, я ставлю угол 40 или 45 градусов. Некоторые станки не двигают цепь вперед и назад, так что рядом с заводской заточкой вообще не стоят! Индивидуально подбирается также толщина точильного круга, и постоянно нужно контролировать форму его кромки».

Валентин, Днепр:

«Мнение мое, как мастера, что напильниковая заточка — самая лучшая в мире. Станки это, конечно, хорошо, но всё-таки прислушайтесь к совету эксперта, с цепями работаю уже десять лет, не меньше. Станок вам даст только 30 градусов по горизонтали и 45 градусов по вертикали заточки, а напильник до 10 градусов по горизонтали. Вертикаль у напильника в градусах та же, но форма режущей кромки не меняется, а рабочее лезвие становится шире. Никакая другая насадка такого не даст! Второе: станок всегда дает перегрев, что плохо для стали, а напильник нет. Третье: напильник щадит зубцы, если его использовать, цепь прослужит примерно шесть заточек, на две дольше, чем после станка.

Основной минус работы — чтобы работать надфилем, нужно тренироваться! Практика и только практика».

Техническое обслуживание и уход за бензопилой (Видео-инструкция)

Бензопилы относятся к той категории техники, что нуждается в периодическом техническом обслуживании. Принимая во внимание те нагрузки, которые ложатся подчас на данный инструмент, а также условия его эксплуатации, которые оказываются порой далеко не самыми идеальными, можно не удивляться в подобной потребности данной техники. Обслуживание и уход позволят данному инструменту поддерживать работоспособность на протяжении длительного срока, сделают его еще более надежным и полезным. Главное для пользователя – точно знать весь перечень мер, который необходим для поддержания работоспособности оборудования, и уверенно выполнять их, заботясь об инструменте. Однако как же быть, если Вы не знаете, каким именно образом необходимо заботиться о пиле, а различные инструкции и памятки оказываются для Вас малоинформативными? – Вы можете просмотреть видеозаписи, которые имеются в данной статье, а также ознакомиться с видео-инструкцией по подготовке и запуску бензопилы – они помогут Вам разобраться во всех нюансах ухода за бензопилами, и научиться выполнять эту работу быстро и правильно, а также Вы можете обратиться в наш сервисный центр, где мастера помогут Вам справиться с проблемами, все покажут, и подробно проконсультируют Вас.

Что же касается практики – первым этапом и важнейшим аспектом поддержания работоспособности такого оборудования является заливка бензопилы топливом и маслом для цепи . Выполнять такую работу должен научиться каждый человек, которому приходится иметь дело с подобным инструментом. Как правило, выполняются эти работы легко, потому как все рабочие жидкости достаточно просто залить в отведенные для них емкости, что и позволит начать эксплуатацию оборудования без лишних проблем. Научиться этому будет совсем не сложно, равно как и контролю над объемами оставшихся рабочих жидкостей.

Видео: Заливка бензопилы топливом и маслом для цепи

Далее – пользователю такого оборудования стоит научиться выполнять своими руками некоторые сервисные работы и в частности, справляться с такими задачами, как очистка воздушного фильтра, рёбер цилиндра и воздухозаборного отверстия . Работа бензопилой выполняется порой в условиях повышенной запыленности, да и сама работа посредством использования этого инструмента может породить немало пыли, и потому очистка или замена фильтров должна проводиться регулярно. При не слишком интенсивном использовании техники можно свести сервис до проводимых раз в год процедур, однако если пила применяется постоянно, необходимо научиться делать все это своими руками.

Видео: Очистка воздушного фильтра, рёбер цилиндра, воздухозаборного отверстия (HD 2)

Видео: Очистка воздушного фильтра, рёбер цилиндра, воздухозаборного отверстия (флисовый фильтр)

Снятие и очистка крышки цепной звёздочки, направляющей шины и пильной цепи – это тоже процедура из категории тех, что Вам не помешает освоить, чтобы не обращаться к мастерам с каждой мелочью.

Видео: Снятие и очистка крышки цепной звёздочки, направляющей шины и пильной цепи

Еще один важный момент – это заточка цепи и ограничителя глубины , ведь данные элементы при активной эксплуатации могут затупиться достаточно быстро. Если Вы научитесь делать все это своими силами – Вы сэкономите массу времени и станете профи в работе с бензопилой.

Видео: Заточка цепи и ограничителя глубины зажимная державка 2 в 1

Перед длительным перерывом в эксплуатации более 3 месяцев также важно оказывать оборудованию определенный сервис – именно это время подходит для замены фильтров и масла, к примеру. Осваивайте особенности эксплуатации техники вместе с нами – наши мастера всегда Вам помогут.

Видео: Перед длительным перерывом в эксплуатации более 3 месяцев

FILED UNDER : Справочник

Страницы