admin / 02.06.2019

Фактурные штукатурки своими руками

Применение фактурных и структурных валиков

Простой способ изготовления фактурной штукатурки из обычной шпаклёвки своими руками — использование специального валика. Получить желаемое качество отделки таким способом довольно просто.

В зависимости от рабочей поверхности у этого инструмента и получается нужный результат — вожделенный узор на стене.

Валики различаются по материалу их изготовления:

  • Ворсовые валики. Ворс может быть как длинным, так и коротким, а мех — как искусственным, так и натуральным. Длину ворса нужно подбирать исходя из того, какой вам нужен рельеф, выпуклый или сглаженный. Нужно обращать внимание на качество меха: если слегка оттянуть его ворс, он не должен выдёргиваться. Если же это происходит, то такой валик ни в коем случае приобретать нельзя! Мало того что ваша работа превратится в мучение, вы ещё и испортите шпаклёвку и потеряете время зря: линяющий валик непригоден для такой работы, поскольку ворс будет постоянно прилипать к обрабатываемой поверхности.
  • Резиновые валики. При работе с ними необходимо контролировать степень нажатия инструмента на стену. Рисунки, имеющиеся на них, имитируют различные узоры, орнаменты и кладку.
  • Деревянные валики. Рисунок, оставляемый этим инструментом, очень похож на отпечаток резинового валика. Но именно деревянная поверхность облегчает труд отделочника или домашнего мастера — к валику не липнет раствор. Из недостатков: на нём сильно засыхает материал, и инструмент всегда нуждается в тщательной мойке и чистке.
  • Кожаные валики. Их используют при работе с венецианской штукатуркой, таким образом создаётся имитация мраморной поверхности или иной структуры. Для того чтобы этот валик долго служил вам, следует покупать изделие из натуральной кожи. Но если этот инструмент приобретается для одного ремонта, смысла тратиться на кожу нет.
  • Пластиковые валики. Более дешёвый инструмент, которым мастера высокого уровня не пользуются. Пластик трескается, и вследствие этого на обрабатываемой поверхности будут оставаться изъяны.

Помимо перечисленных валиков, существуют ещё и инструменты из поролона, ткани, полиэтилена, со спирально закреплённым шнуром. С их помощью можно добиться шероховатой поверхности с рисунком.

Важно! Не следует слишком сильно нажимать на инструмент во время работы — чёткий рисунок получается только при минимальном усилии. Инструмент надо вести сверху вниз без остановок, плотно прижимая к уже готовой полосе.

Эти инструменты подразделяются на две категории:

  • Валик фактурный. Они бывают разными. Можно выбрать ворсистый валик и работать им, можно валик с узорами. Такие валики предназначены для имитации фактуры различных материалов: камень, мрамор, дерево и т. д. Рисунок может быть как вогнутым, так и выпуклым — это достигается благодаря рисунку на валике.
  • Валик структурный. Служит для получения однородного рисунка различной сложности. При этом никакие другие инструменты не применяются. Наносится рисунок замкнутого характера в виде борозд, линий, выступов. Нанесённый состав при помощи шпателя разравнивается этим валиком. После частичного высыхания смеси поверхность можно подправить кистью для сглаживания острых углов, вследствие чего рисунок получится мягким.

Самодельный инструмент для отделки

Необязательно использовать только те инструменты, которые продаются в магазинах. Имея под рукой бросовые материалы, можно сделать такой валик, который создаст необычный, уникальный рисунок.

Можно использовать, например, готовый валик, но внести в его конструкцию свои коррективы. Примеры:

  • Резиновый валик обматывается медицинским жгутом для того, чтобы этот инструмент мог имитировать древесную поверхность. Симметрия и правильность форм здесь совершенно неуместна. Витки могут быть разной толщины и ширины, что придаст не только оригинальность, но и максимальное сходство с деревом.
  • Валик из ткани делается так: обычный гладкий валик нужно оклеить по всему диаметру тканью с нужным вам рисунком. Ещё вариант: ткань может быть разных типов, её можно завязывать узлами.

Вариантов такого домашнего творчества сколько угодно: в ход идёт полиэтилен, бечёвка, верёвка, нитки. На поролоновом валике можно прорезать абстрактные фигуры, прорези и т. д.

Важно! При работе со структурными и фактурными валиками нужно работать плавно, не делая резких движений.

Декоративная штукатурка из обычной шпаклёвки

Конечно, не стоит снимать со счетов простые виды отделки, которые вполне привлекательны внешне, с применением самой обычной шпаклёвки как стартовой, так и финишной. Как сделать фактурную штукатурку своими руками? Очень просто, и этот вариант широко применим в последнее время. «Фирменная», готовая к применению шпатлевка стоит примерно втрое дороже обычной, а изготовить самому ее не составит особого труда.

Теперь поговорим о том, как её можно сделать и как работать самодельной смесью.

Материалы для декоративной штукатурки из шпаклевки:

  • Клей ПВА — 200 г.
  • Смесь на основе гипса — 6 кг.
  • Вода — 2л.

Вначале наносим слой, который называют основным — это делается широким шпателем. Когда просохнет этот слой, приступаем к декорированию. Способы создания фактурной поверхности разнообразны. Можно наносить состав шпателями всевозможных размеров и фактур — от гладких до зубчатых. Их можно комбинировать.

Можно делать это и одним шпателем, нанося мазки в различных направлениях. Даже самый заурядный веник, как уже упоминалось, используется для создания узора, и результат достигается, когда веником на штукатурке делают оттиски — от хаотичных до строго направленных мазков.

Способов нанесения немало, нужно либо выбрать тот, что вам по душе.

Нанесение декоративной шпаклёвки

Каждому из нас хотелось бы получить прекрасный внешний вид собственного жилья при минимальных затратах. Один из самых простых методов, чтобы получить желаемое — купить финишную шпаклёвку. Именно финишную, если цель отделки — мягкая фактура.

Способов получить красивую поверхность, когда используется декоративная шпаклёвка для стен, немало. Приведём один из них, довольно популярный.

Инструменты:

  • Кисть-макловица.
  • Свёрнутая конусом салфетка или гладилка (кельма).

Далее, пошагово:

  1. Грунтуем поверхность грунтом или грунтовочной краской. Желательно, чтобы шпаклёвка была более или менее в тон будущей покраске.
  2. Доводим финишную шпаклёвку до сметанообразного состояния. При желании можно добавить клей ПВА. Состав готовим в небольших количествах, как правило (если вы работаете один), до 1 кг.
  3. Наносим гладилкой с закруглёнными углами на поверхность из полученной смеси пятна различного размера и формы, хлопками без особых усилий касаясь стены всей поверхностью гладилки; аккуратно тянем кельму к себе, подрывая таким образом шпаклёвку.
  4. Заглаживаем смесь после её просыхания. Движения легки, заглаживание производится в разных направлениях.
  5. Полная просушка.
  6. Грунтование.
  7. Покраска валиком или кистью в два слоя.
  8. По влажному пластиковым шпателем легонько растираем краску.
  9. Лакируем или покрываем воском. Этот приём особенно актуален, если отделка производится в прихожей, ванной, кухне. В остальных случаях этот пункт можно опустить, тем более, если вам больше нравится матовая поверхность.

Работать всё-таки лучше вдвоём, потому что нужно всё делать быстро, не допуская преждевременного просыхания смеси, чтобы не было видно переходов. Ведь одно из главных достоинств этой отделки — отсутствие стыков на поверхности.

Конечно, такой вариант далеко не единственный. Всё дело в ваших личных предпочтениях и во вкусе. Ваша фантазия должна работать на вас!

Разные методы нанесения

Как делать:

  • Штукатурка просушивается перед покраской.
  • Если есть такая необходимость, её нужно обработать наждачной бумагой мелкого зерна.
  • Наносится краска в два слоя. Базовый слой — тёмный оттенок — наносится длинноворсовым валиком.
  • После полной просушки — более светлой окраской. Валик коротковорсовый.

Методы покраски:

  • Метод размывки. Техника существует для рисунка с вогнутыми элементами. Более сложный стиль, чем последующий. Уходит гораздо больше времени и стараний, чтобы получить нужный эффект. Поверх базового слоя наносится более тёмный. После непродолжительной просушки она вытирается мокрой тряпкой, в результате чего краска останется в вогнутой части рисунка. Если снято краски больше чем надо, нужно нанести её снова.
  • Метод сухого нанесения. Покраска «Сухая кисть» акцентирует элементы выпуклые. Полностью оправдывает своё название, поскольку во время работы кисть действительно почти сухая — на ней минимум краски. Краску наносят хаотичными, даже небрежными лёгкими мазками, вытирая её излишки о выступы. Присутствие жирных мазков и резких переходов является нормальным явлением при применении этой техники.

Всё будет зависеть от рисунка. В любом случае фоновая краска наносится в два слоя. После окончания работы наносится два слоя лака.

Конечно, самодельный состав в изготовлении прост, да и смеси на гипсовой основе недороги, но они не заменят на все 100% фирменную декоративную шпатлёвку для стен, в составе которой есть мраморная и гранитная крошка. Её ни в коем случае не стоит сравнить, например, с венецианской штукатуркой, которую, наносят только мастера, да и то не всякие. Но тем не менее вариант, описанный выше, доступен каждому, кто хочет внести разнообразие в интерьер своего жилища. Он даст фору как обоям, так и покраске как по внешнему виду, так и по долговечности покрытия.

Базовый слой

Подготовить раствор, соблюдая инструкцию завода-изготовителя, приведенную на упаковке. Важно правильно подобрать порцию – её надо выбрать за одно нанесение, потому что даже несмотря на специальные присадки, замедляющие засыхание, раствор может начать схватываться (затвердевать) непосредственно в емкости.

Создание фактурной штукатурки начинается с нанесения раствора по всей оштукатуриваемой стене (или её части, чтобы успеть создать фактуру до затвердевания раствора) необходимым слоем с помощи гладилки.

Здесь не потребуется особенная точность, главное добиться равномерной толщины с небольшими погрешностями. Толщина наносимого слоя выбирается исходя из указаний к раствору и требуемого результата. При этом следует учесть, что высота рисунка (фактура) может добавить еще 1-1,5 мм к общей толщине слоя.

Нанесение базового слоя

Тестовое нанесение позволит избежать многих ошибок и лучше «чувствовать» наносимую штукатурку

Перед нанесением всего базового слоя следует попробовать на небольшом участке, чтобы оценить особенности раствора и стены, подобрать требуемую толщину базового слоя, а так же опробовать способ, которым будет создаваться рисунок.

Получение фактурного покрытия

Рассмотрим самые простые и доступные способа получения рисунка (фактуры) на обрабатываемой поверхности:

валик – самый дешевый и простой вариант получить фактурную штукатурку. После нанесения базового слоя по нему можно прокатить обычным волосяным валиком и получить готовую фактурную поверхность, имеющую уникальный рисунок.

Как вариант – можно на цементно-песчаную поверхность, предварительно прогрунтованную, наносить фактурную штукатурку непосредственно валиком – это поможет существенно сократить расход материала.

По полученной поверхности можно пройтись шпателем, чтобы немного пригладить штукатурку, убрав образовавшиеся слишком острые выступы. Другой подход – использование валика с нанесенным орнаментом или рисунком. При этом валик проводят один раз по всей высоте (длине) стены, если надо получить четкий рисунок.

Валик позволит быстро и эффективно создать фактурное покрытие

готовые трафареты(штампы) – имеют на рабочей поверхности орнамент или рисунок.

Чтобы перенести орнамент или рисунок, надо приложить и прижать его к штукатурке. Для получения четких оттисков штамп надо регулярно очищать от штукатурки, которая налипает и забивается в углубления, а так же смачивать его водой. Для доводки рисунка на узких участках поверхности (стены) в комплекте поставляется мягкий вариант штампа, изготовленный из резины

Трафареты — прекрасный способ декорировать Вашу стену по заранее выбранному образцу

щетка, кельма, шпатель – стена с нанесенной штукатуркой – это ваше полотно.

Простыми движениями в разнобой шпателем можно воссоздать фактуру дикого камня. Углубив немного шпатель в штукатурку, можно получить рисунок с полосами, но при этом – с гладкой поверхностью. Все те же операции можно повторить со щеткой или кельмой с зубцами.

Различные способы создания фактурного покрытия

Для получения оригинальной фактуры не обязательно задействовать специальный инструмент, можно пользоваться целлофановым пакетом, губкой или просто рукой. Просто подключите свою фантазию и не бойтесь экспериментировать.

Фактурная штукатурка «Короед»

Одна из наиболее востребованных фактурных штукатурок, которая одинаково удачно подходит как для внутренних интерьеров, так и для фасадов. Рисунок (фактура) поверхности напоминает поверхность древесины, над которой «тщательно потрудились» жуки-короеды.

Такой эффект достигается за счет наполнителя – мраморной крошки, которая при растирании и создает характерные бороздки. Соответственно, чем крупнее крошка (наполнитель), тем шире и глубже будут получаться бороздки, и, естественно, они будут более заметны. Испещренная характерными бороздками матовая поверхность добавляет помещению уюта, действует умиротворяющее.

Возможные разновидности покрытия декоративной штукатурки «короед»

Для получения фактурной штукатурки на предварительно подготовленную поверхность наносят штукатурку – пластичную массу, которую разравнивают с помощью терки и дают недолго (10-20 мин) подсохнуть. После этого приступают непосредственно к декорированию – той же теркой, плотно прижимая её к подсохшей штукатурке, совершают энергичные движения в требуемом направлении, тем самым моделируя фактуру поверхности, на которой начинают проступать характерные бороздки.

Демонстрация получения эффекта «короед» фактурной штукатурки

Фактурная штукатурка стен своими руками

Разрешите представить фактурную штукатурку — отличный материал для отделки помещений, от отдельных фрагментов (арок, ниш, выступов, стоек), орнаментов, панно и мозаик до привлекательных и неповторимых по внешнему виду стеновых и фасадных поверхностей.

Давайте рассмотрим, что он собой представляет, изучим особенности и выясним, получится ли в работе с этим материалом обойтись без помощи профессионалов.

Для того, чтобы все получилось основательно, желательно иметь такие инструменты:

Терки, емкости, дрель с насадкой “миксер” (если будет использоваться сухая смесь), штукатурную кельма, несколько шпателей (при желании их можно заменить интересной формы ножом или лопаткой для торта), губки, поролоновые валики, пробки, хозяйственные щетки и другие приспособления, которые будут нужны для создания всевозможных эффектов, наждачную бумагу, кисти для покраски и т.д.

В общем, комплект будет зависеть от желаемых очертаний.

Разновидности и состав: выбираем подходящий материал

Декоративные составы могут быть с различным качеством и количеством добавок и фракций. Однако, главными характеристиками являются основа (может быть минеральной, силикатной, силиконовой или акриловой) и связующий компонент (вода, синтетические смолы и акрил соответственно).

Самыми экологичными считаются комплексы на водной основе. Им можно придать любой цвет.

Однако они не выдерживают значительных перепадов температур, их не рекомендуется наносить на нагреваемые поверхности (теряется внешний вид). Более износоустойчивы штукатурки, связываемые акрилом. Помимо этого, они более прочно сцепляются с основанием.

Наименее безопасной с экологической точки зрения является силикатная штукатурка (связующим компонентом является “жидкое” стекло). Также не всегда удобно, что требуется подготовка основания и покраска только силикатными материалами. Кроме того, у нее ограниченная цветовая гамма.

Силиконовые покрытия отлично отталкивают влагу, загрязнения и пыль. Они считаются наиболее прочными, при этом являются и наиболее дорогостоящими.

Смеси продаются как в сухом, так и уже в готовом к нанесению виде. При покупке обращайте внимание на рекомендации производителя, чтобы выбрать подходящее именно для себя решение.

Как сделать фактурную штукатурку своими руками— пошаговая инструкция

Технология производства состоит из подготовки основания, нанесения штукатурного (базового) и фактурного слоев, окраски и, если необходимо, лакировки.

Особенностью использования фактурной штукатурки является то, что ее можно применять на стенах с небольшими неровностями и дефектами (если выпуклости/вогнутости уж очень “пляшут”, то выравнивать все-таки придется, однако не столь тщательно).

Итак, начинаем творить!

Шаг 1.Готовим стены: грунтуем уже отштукатуренные поверхности (желательно дважды и грунтом глубокого проникновения). Ожидаем полного высыхания. Если планируется создание фрагмента (панно), то выбранное место следует ограничить клейкой бумажной лентой, после снятия которой останутся ровные границы (снимают по невысохшей штукатурке).

Шаг 2.Наносим базовый (штукатурный) слой, можно сказать подложку. Для этого разводим сухую смесь или шпатлевку (их подсыпают в воду, а не наоборот) с учетом того, какой рисунок будем наносить (чем гуще, тем фактурней получится результат). Чтобы узнать, как себя поведет готовый раствор, пробуем нанести его на отдельный участок (регулируем при необходимости разбавлением водой или добавлением сухого материала).

Этот шаг окажется совсем простым, если вы выбрали готовую смесь — легким движением рука открываем ведерко с раствором.

Отметим, что слой может оказаться “два в одном”: и базовым, и фактурным одновременно, то есть рисунок наносится на один слой (так поступают, когда не требуется особая рельефность). А вообще правило таково: чем сложнее нужна фактура, тем больше требуется слоев, и тем меньшей толщины должен быть каждый.

Как наносить?Обычное дело, ничего сложного. Способов нанесения несколько.

Можно набирать штукатурку на кельму, набрасывать на стену, а затем разравнивать широким шпателем. А можно набрасывать сразу со шпателя, выполняя выравнивающие и размазывающие движения в разных направлениях, избегая просветов. Начинающим мастерам будет легче набросать и предварительно выровнять кельмой, а затем уже окончательно заглаживать шпателем.

Шаг 3.Создаем собственно фактуру. Работаем равномерно, желательно с одинаковой амплитудой. Рисунок зависит от инструмента.

Если воспользоваться таким специальными приспособлениями, как буазет или кельма, то можно воссоздать фактуру дерева.

Если результат далек от совершенства, без всякого сожаления заравниваем неудавшееся фактурное произведение шпателем и начинаем сначала!

Шаг 4.Ждем высыхания (примерно 24 часа), слегка “зашкуриваем” наждачной бумагой острые углы, смахиваем пыль, грунтуем и начинаем покраску, покрытие полупрозрачным лаковым составом (2 – 3 слоя), вскрытие воском или специальными пропитками.Для окрашивания используют кисти, валики или варежки.

Фактурная штукатурка стен своими руками. Специальные составы

Остановимся отдельно на использовании штукатурок с разнообразными наполнителями. Наиболее распространены “короед”, “шуба”, “апельсиновая корка”, “барашек”.

Такую штукатурку наносят на всю стену перекрестными движениями слоем 2 – 5 мм, дают немного схватиться и проходят теркой или смоченным в воде валиком, которые протягивают гранулы или крошку наполнителя, создавая специфичный орнамент.

Терку (валик) можно двигать вертикально, горизонтально, по большим окружностям, волнообразно. Некоторые производители рекомендуют работать “от угла до угла”, чтобы не было перепадов по высыханию и цвету.

Если говорить о расходе, то у “короеда” это может быть 2 — 3 кг на квадратный метр, у “шубы” — 4 – 5 кг. И еще одна особенность: технологически правильным будет разведение всей упаковки сухой смеси, потому как мелкие гранулы при транспортировке и хранении могут оказаться на дне, а крупные остаться сверху. Если желаете, чтобы получилось качественно и красиво, стоит прислушаться к данному совету.

Более сложными, требующими большой виртуозности, считаются венецианская и марокканская фактурные штукатурки. В древности их применяли для отделки дворцовых покоев. Первое произведение классики создает эффект полированного мрамора, второй — эффект камня (причем и внешне, и на ощупь).

Надеемся, что фактурная штукатурка своими руками и наши рекомендации помогут вам по-настоящему изменить интерьер своего дома!

Ну, вот и пришло время заканчивать статью. Весь материал, которым я хотела поделиться – рассмотрен. Надеюсь, он Вам будет полезен, и вы будете им пользоваться при необходимости сделать фактурную штукатурку для стен.Совершенствуйтесь в собственных практических навыках и получайте все новые знания, как говорят: «Учиться никогда не поздно!» На этом все, спасибо за внимания, удачного и легкого ремонта!

Фактурная отделка поверхностей

Фактурная отделка поверхностей напоминает собой как бы линкруст. Выполняется эта отделка с помощью различных инструментов, машинок и рельефных валиков по специально приготовленной шпаклевке.

Поверхности подготовляют под высококачественную окраску. Новую штукатурку следует хорошо просушить, исправить все дефекты и загрунтовать. Иногда вместо грунтовки под клеевые шпаклевки поверхности покрывают 8-процентным клеевым раствором.

Деревянные поверхности подготовляют, олифят, подмазывают все дефекты, а крупные трещины после подмазки заклеивают марлей или серпянкой.
Ранее окрашенные масляной краской поверхности тщательно промывают водой, удаляя всю пыль. Имеющиеся дефекты замазывают, зачищают и обязательно грунтуют или закрашивают.

Подготовив поверхности, приступают к приготовлению шпаклевки, которая должна быть с минимальной усадкой. Это достигается добавлением в шпаклевку порошкообразных наполнителей в виде гипса, шпата, ангидрида, мраморной муки и др., предварительно просеянных через частое сито.

Шпаклевка должна быть достаточно пластична, для чего ее разжижают тем клеевым раствором или олифой, на котором она приготовляется. Густота шпаклевки должна быть такой, чтобы она легко размешивалась палочкой, а при вынимании палочки образуемый на поверхности шпаклевки конус не должен падать и растекаться, сохраняя форму до полного высыхания.

Приготовляют мастики следующим порядком. Мел и гипс или мел и мраморную муку хорошо смешивают в сухом виде и для однородности дополнительно просеивают через сито. Полученную смесь затворяют на клеевой воде до сметанообразной консистенции. В том случае, когда приготовленная шпаклевка оказывается недостаточно пластичной, в нее вводят 2—3°/о масляного лака или олифы.

Шпаклевку после приготовления наносят на поверхность шпателем, хорошо разравнивают, накладывая ее ровным слоем толщиной до 3—4 мм. По нанесенной шпаклевке накатывают жестким узорчатым валиком рисунки. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его периодически смачивают водой при масляной шпаклевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

После просушки полученной рельефной поверхности ее следует слегка прочистить шкуркой, закрасить клеевой, масляной, эмульсионной или другой краской.

Хорошо выглядит окраска, выполненная лессировочным колером, который наносят на предварительно проклеенную поверхность. Проклейку выполняют 5-процентным раствором животного, казеинового или растительного клея.

Это делают для того, чтобы масло не оставляло расплывающихся пятен. Лессировочный состав лучше всего приготовить так. Развести густотертые краски смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают этим составом поверхности пистолетом-распылителем или широ-, кой кистью, например флейцем, состав наносят тонким слоем.

После окрашивания свеженанесенный состав тут же смахивают ветошью или тряпкой с выпуклых частей рельефа. Колер, остающийся в углублениях, образует тени, которые резче подчеркивают и выявляют нанесенную фактуру рисунка.

Матовую окраску получают, добавляя в приготовленный колер 15—20% тонкосеяного мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. На скипидаре или бензине-растворителе разводят также и тертые краски, иногда добавляя в них небольшое количество раствора 5-процентного мыла.

Глянцевую окраску получают, покрывая окрашенные поверхности светлым масляным лаком.

Работу по фактурной отделке лучше всего выполнять вдвоем. Один будет наносить шпаклевочный состав, другой накатывать рисунок с помощью валика. После обработки поверхности валиками, ее просушки и шлифовки приступают к окрашиванию.

Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировоч-ными составами.

Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму До полного высыхания (рис. 1).

Рис. 1. Проверка пластичности шпатлевки: а — нормальной вязкости, б — жидкий состав, конус растекается

По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8%-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.

Отделку под корзинку выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.

Веерообразную отделку делают по свеже-наложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на пол-оборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.

Рис. 2. Фактурные отделки: а — под корзинку, б — веерообразная, в — вертикальными штрихами, г — наклонными штрихами, д — волнообразная, е — рельефными жилками

Отделку вертикальными штрихами выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.

Для отделки наклонными штрихами используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях.

При волнообразной отделке делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.

Выполняя о тд ел ку рельефными жилками, по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10 см с длинным волосом.

При воронкообразной отделке к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2—3 см и поворачивают его на ‘Д окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.

Отделку завитками выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18—20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.

При отделке под тростник сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатле-ванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.

Отделку под заросли тростника выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.

Для отделки поверхности под гибкие прутья валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.

Отделку туповкой производят плоской губкой (лучше греческой).

При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.

Для отделки под итальянский известняк наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10—20 см обрабатывают туповкой

с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.

При отделке под бамбук сначала делают ту-повку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.

Для отделки под камень свежезашпатлеван-ные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа на камни.

При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром окоЛо 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6—7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.

Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности. После этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.

Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, гребенок, кистей, валиков, а также разнообразных сочетаний их может расширить количество рисунков и видов отделки.

Дальнейшая обработка поверхности состоит в ее окраске. Особенно красива окраска лессировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность, чтобы масло не оставляло расплывающихся темных пятен. Проклеивать поверхности можно 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.

При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем с помощью широкой кисти или ручного краскораспылителя. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают краски. Все углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.

Для получения глянцевой поверхности слой краски дополнительно покрывают масляным мебельным лаком. Чтобы получить матовые поверхности, в приготовляемый колер вводят 15—20% технического мела, растертого на скипидаре или бензине-растворителе. Тертые краски разводят скипидаром или бензином-растворителем и добавляют очень небольшое количество 5%-ного раствора мыла.

Перечисленные выше виды фактурных отделок могут быть выполнены с применением и других составов и приемов отделки по фактуре. Ниже приводится несколько иная технология и техника фактурной отделки.

Поверхность, ранее оштукатуренная, должна быть очищена от набелов и обоев до обнажения штукатурки: новая штукатурка заканчивается нанесением грунта с тщательным его разравниванием и затиркой.

Сметанообразный раствор наносят на совершенно сухую поверхность штукатурки с помощью флейца, начиная с одного из углов. Затем по невысохшему слою теми или иными приемами отделывают фактуру, добиваясь выполнения одного рисунка по всей поверхности. Через 8—12 ч, когда фактурный слой просохнет, его слегка прочищают шкуркой и покрывают бесцветным закрепителем-лаком, раствором канифоли на скипидаре, нитролаком, жидким стеклом или 10%-ным раствором животного клея.

Высохшую поверхность окрашивают один раз лессировочной краской, состав которой указан выше. Для получения более эффективной окраски сырую лессировочную краску протирают ветошью по выпуклым местам фактуры.

Фактурная механизированная отделка. Фактурную механизированную отделку потолков и стен под шагрень выполняют гипсопо-лимерцементным составом ГПЦ, который наносят с помощью пневматической установки СО-21 с удочкой, имеющей выходное отверстие шириной 5 мм.

Для получения мелкозернистой фактуры необходимо поддерживать давление воздуха на распыление состава от 2 до 3 кгс/см2, отрегулировав регулятор давления на компрессорной установке. Указанное давление не должно снижаться при полностью открытом кране на удочке.

Правильное соотношение количества сжатого воздуха и шпат-левочного состава подбирают за счет снижения подачи его краном на удочке.

Зашпатлеванную два раза поверхность окрашивают двумя слоями поливинилацетатной краски.

Поверхности потолков и стен под шагрень отделывают и цветными шпатлевочными составами, не требующими окраски. При этом поверхности готовят так же, как и под отделку составом ГПЦ.

Рабочую консистенцию состава определяют стандартным конусом. Для грунтовочного слоя погружение конуса должно составлять 15, для лицевого— 12—13 см. Хорошая мелкозернистая фактура получается при рабочей консистенции состава для лицевого слоя 10 см.

Механизированную бесцветную и цветную отделку под шагрень выполняет звено из трех маляров.

Старший звена наносит состав, а два других члена звена готовят красочные составы, загружают материальные баки, следят за работой компрессорной установки, подготавливают поверхности, очищая их и подмазывая в необходимых местах.

Для улучшения внешнего вида отделки под шагрень и возможности распылять составы меньшей подвижности распылительную головку удочки установки СО-21 несколько видоизменяют, изготовляя дополнительную насадку.

В этом случае для нанесения грунтовки используют насадку заводского изготовления с выходным отверстием 5 мм, а для лицевого—насадку местного изготовления с отверстием 6 мм.

Накатка валиками рельефных рисунков. Этот вид отделки выполняют по клеевой или масляной шпатлевке и называют отделкой под линкруст. Производят его по свежезашпатлеванной поверхности жесткими узорными валиками. Чтобы валик не прилипал к шпатлевке, его смачивают водой при масляной шпатлевке и скипидаром или бензином-растворителем при клеевой.

Для накатки шпатлевку наносят более толстым слоем (до 3—4 мм) и, чтобы избежать усадки, в нее вводят, помимо мела, какой-либо наполнитель в количестве до 50% по объему (мраморную пудру, молотый известняк, полевой шпат) или готовят состав по рецепту 61. Окраску по накатке выполняют, как и по обычной шпатлевке, два раза, предварительно ог-рунтовав поверхность.

Фактурная окраска хорошо моется мылом и водой с помощью щеток, поэтому ее можно применять при отделке панелей и зеркал в фойе и залах клубов, кино, театров и т. д.

Декоративная масляно-песчаная окраска. Этот вид фактурной отделки, иногда называемой отделкой песчаными присыпками, применяется при отделке залов и фойе театров, кино, клубов, ресторанов, парковых и выставочных павильонов. Внешний вид масляно-песчаной окраски напоминает отделку под сукно или бархат. Особенно красивы окраски насыщенных цветов — бордо, красных, зеленых и синих.

Поверхность под этот вид фактурной отделки готовят и обрабатывают так же, как и под улучшенную масляную окраску. Шпатле-вочный слой выполняют в один слой по хорошей штукатурке, затертой мелкозернистым песком. При штукатурке с недостаточно гладкой поверхностью шпатлевание повторяют; шпатлевочный слой шлифуют и грунтуют масляным составом. Для песчаной присыпки применяют белый прозрачный мелкозернистый кварцевый песок. Загрязненный песок промывают и просушивают: в летнее время — слоем 3—4 см на воздухе, в зимнее — на металлических противнях с подогревом.

Рис. 3. Схема насадки для распыления ‘Цветного слоя «под шагрень»

Рис. 4. Отделка под линкруст: а — шпатлевание широким шпателем, б — разравнивание малым шпателем, в — накатка валиком, г — окраска, д — набор валиков для накатки

Цвет масляного красочного состава в сочетании с песчаной присыпкой следует сначала проверить на пробных выкрасках, выполняемых на стекле или фанере.

Присыпку песчаного слоя делают на свеженанесенный слой масляной краски, обработанный торцовкой. После просыхания поверх первого слоя с помощью ручного краскораспылителя наносят второй красочный слой, который также торцуют; поверх свеженане-сенного красочного слоя делают присыпку второго песчаного слоя.

Присыпку песком производят пескоструйным аппаратом. Давление сжатого воздуха, применяемого для работы аппарата, не должно превышать 2 кгс/см2. Присыпку песком начинают с нижней части стены, перемещая аппарат снизу вверх и сверху вниз параллельными линиями также, как и при окраске поверхностей ручным краскораспылителем. При работе сопло держат на расстоянии 50—80 см от поверхности. При более близком расстоянии воздушная струя, насыщенная песком, выбивает осевший песок с поверхности, образуя лысины.

При хорошо выполненной присыпке поверхность, рассматриваемая сбоку, воспринимается как равномерно матовая без бликов. При появлении бликов их исправляют повторной присыпкой песка.

Расход песка на 1 м2 окрашенной поверхности составляет 0,6—1,0 кг.

Фактурная отделка декоративной крошкой. Этот вид отделки заключается в механизированном нанесении искусственных и природных цветных крошек на поверхности, предварительно покрытые клеящими составами, после чего на отвердевшее декоративное покрытие наносят бесцветный прозрачный лак. Декоративной крошкой отделывают фасады и интерьеры. В первом случае для подготовительных слоев используют поливинилацетатную краску ВА-17, а во втором — ВА-27.

Перед фактурной отделкой поверхности очищают от пыли, грязи, брызг и потеков раствора, жировых пятен, цементной пленки. Разделку рустов, заделку раковин, околов и оштукатуривание отдельных конструкций и архитектурных деталей (колонн, козырьков, откйсов) выполняют по шероховатой поверхности, обработанной насечкой или пескоструйным аппаратом и огрунтованной 8%-ным водным раствором поливинилацетатной пластифицированной эмульсии.

Для оштукатуривания применяют полимерцементный раствор. Его приготовляют из сухой цементно-песчаной смеси М-100, затворенной водным раствором поливинилацетатной эмульсии в соотношении 1:1 (эмульсия:вода). На 1 т сухой смеси расходуется около 140 л разбавленной эмульсии.

При отделке штукатурного слоя недопустимы натиры раствора на гладкие бетонные поверхности во избежание их отслаивания.

Перед фактурной отделкой пневматическим краскораспылителем или меховым валиком на поверхность наносят грунтовочный слой. Для огрунтовки применяют поливинилацетатные краски ВА-17 при отделке фасадов и ВА-27 при отделке интерьеров, разведенные водой до вязкости 35—40 сек по вискозиметру ВЗ-4. На 1 м2 отделываемой поверхности расходуется 0,15 кг краски ВА-17 или ВА-27.

Рис. 5. Пескоструйный аппарат для отделки маслнно-песчаной окраской

На высохший слой грунта меховым валиком захватками площадью не более 2—3 м2 наносят клеящий состав — поливинилаце-татную краску ВА-17 или ВА-27 вязкостью не менее 80 сек по ВЗ-4. На 1 м2 поверхности требуется 0,6—0,65 кг клеящего состава. В клеящий состав можно ввести добавки — маршалит и белый портландцемент в соотношении 2:1:1 (поливинилацетатная краска : маршалит : белый портландцемент).

Рис. 6. Пневматический крошкомет: 1 — сопло, 2 — форсунка, 3 — емкость для крошки, 4 — ручка, 5 — трубка, 6—кран, 7 — штучер для присоединения шланга от компрессора

Декоративную крошку набрасывают на непросохший слой клеящего состава пневматическим крошкометом при давлении сжатого воздуха не более 1,5—2,0 кгс/см2.

Пневматический крошкомет представляет собой открытый бункер емкостью 3—3,5 л. В нижней части бункера закреплена форсунка 2 с соплом 1 диаметром 8—10 мм. Сжатый воздух к форсунке подводится по металлической трубке 5 диаметром 15—17 мм и длиной около 0,5 м. Несколько увеличенная длина металлического воздуховода позволяет держать емкость для крошки 3 на расстоянии 0,4—0,5 м от лица.

Декоративными присыпками служат дробленые природные и искусственные материалы с размером зерен от 2 до 5 мм: каменные — гранит, кварцит, мрамор твердых пород; гранулированное стекло — «Эрклез» (окатанные зерна белого и цветного стекла), керамическая дробленая крошка.

Отделку гранулированным стеклом делают, начиная с высоты 2 м и выше.

Фактурную отделку фасадов не следует выполнять в сухую и жаркую погоду при прямом воздействии солнечных лучей, во время дождя или по сырым после дождя поверхностям фасада, при сильном ветре.

Декоративную крошку закрепляют слоем лака «Силикон-4» или АК.-ПЗ. Лаки наносят пневматическим краскораспылителем.

При отделке поверхностей песком и крошкой рабочие должны работать в защитных очках, а при пневматическом распылении красок и лаков использовать респиратор.

Малярные работы — Фактурная отделка поверхностей

На современном строительном рынке существует огромное количество материалов для отделки стен: обои, плитка, гипсокартон, стеновые панели, декоративный камень и прочее. Но одним из наиболее популярных вариантов внутренней декоративной отделки является фактурная штукатурка.

Выбор смеси и порядок выполнения фактурной штукатурки. Различные технологии нанесения

Дизайнерские решения часто предусматривают использование разных материалов в отделке – камня, дерева, обоев. Такое сочетание всегда выглядит респектабельно и стильно. Но не во всех помещениях есть возможность осуществить задуманное. На помощь в этом случае приходит фактурная штукатурка. Ее нанесение требует аккуратности, терпения, определенных навыков. Но, освоив основные приемы, оштукатуривание декоративной смесью можно выполнить самостоятельно. Это позволит сэкономить средства на оплате работы мастера и реализовать свои творческие идеи.

Популярность декоративных смесей связана с такими преимуществами:

  • эстетически привлекательный результат;
  • долговечность фактуры и яркость расцветки;
  • устойчивость к влажности, перепадам температур;
  • простота ухода.

Фактурное покрытие может имитировать камень, дерево, текстиль, бумагу, создает эффектную отделку по доступной цене. Оно может быть гладким, рельефным с повторяющимся и хаотичным рисунком. Пластичность смеси позволяет сформировать из нее любой декоративный элемент, разнообразная цветовая гамма обеспечит воплощение любой идеи. Благодаря наличию в составе частиц разной крупности, штукатурка спрячет небольшие дефекты основания.

Выбор смеси

Результат оштукатуривания во многом зависит от свойств декоративной смеси. Выбирая ее, в первую очередь учитывают особенности помещения, в котором выполняется ремонт.

Как и любая другая смесь, фактурная штукатурка состоит из вяжущего (минерального, акрилового, силикатного, силиконового), наполнителя (мраморная пыль или крошка, волокна хлопка или древесины, мелкие частицы слюды или кварца) и добавок. Различные пластификаторы влияют на пластичность смеси, скорость ее схватывания.

Основой минеральной смеси является цемент, гипс или известь. Она продается в сухом виде и требует разведения водой. Смесь обладает влагостойкостью, пожаробезопасностью, паропроницаемостью. Цементные составы чаще используют для наружных работ, а известковые и гипсовые – для внутренних. К минусам цементных смесей относят невозможность придать им нужный цвет перед нанесением. Поэтому его придают окрашиванием. Главное их достоинство – невысокая стоимость.

Акриловую смесь изготавливают из акриловой смолы. Она подходит для работы на любом основании, продается в банках, готовая к использованию. Ее достоинства:

  • быстро сохнет;
  • не требует тщательной подготовки основания;
  • расходуется экономно;
  • предлагается сразу в разных вариантах расцветки.

В состав силикатной смеси входит жидкое стекло. Она хорошо ложится на любое основание, создавая прочное покрытие. Ее достоинства – огнеупорность, паропроницаемость. Недостатки – ограниченное количество цветов, высокая цена.

Силиконовые смеси сразу готовы к работе. Благодаря силиконовой смоле они обладают высокой паропроницаемостью. грязеотталкивающими свойствами, долговечностью. Особенностью силиконовых и силикатных составов является возможность применения их в условиях высокой влажности и уровня загрязненности. Поверхность не впитывает грязь, легко очищается при необходимости.

Фактурная штукатурка своими руками выполняется разными способами:

  • с использованием инструментов, которыми обрабатывают слой штукатурки определенной толщины;
  • без инструментов, создавая рельеф за счет крупности наполнителя;
  • путем многослойного нанесения материала.

Цвет покрытию можно придать после нанесения, окрашивая его краской. Проще приобрести уже готовую смесь с пигментами. Наиболее известными методами нанесения являются короед, шуба, барашек. Технология их выполнения включает подготовку поверхности, нанесение декоративного слоя, создание рельефа.

Подготовка

Особенности подготовительных работ во многом зависят от типа используемой смеси. С ними нужно ознакомиться перед покупкой и непосредственным использованием материала. Необходимая информация обычно подробно представлена на упаковке.

Подготовка состоит из нескольких этапов. Основание очищают от старого покрытия. Затем его осматривают, выявляя выемки, трещины, наплывы. Их необходимо устранить. В зависимости от глубины повреждений используют шпаклевку или цементно-песчаный раствор. Трещины обязательно расшивают, прогрунтовывают, и только потом заделывают.

Подготовленное основание покрывают грунтом и оставляют для полного высыхания на сутки. Грунтовку выбирают, исходя из вяжущего компонента смеси. Если штукатурку выполняют в помещениях подверженных действию влажности, например, в ванной комнате, то рекомендуется стены предварительно обработать противогрибковыми препаратами.

На подготовленную стену наносят штукатурку слоем до 5 мм, разравнивают. После этого переходят к декорированию поверхности предварительно выбранным способом.

Техника рисования на штукатурке

Вообще, сырая штукатурка – настоящая находка для творческого человека. Имея некоторые художественные навыки, на ней можно создавать целые картины. Фактурная штукатурка своими руками из смеси с мелкозернистым наполнителем может стать «полотном» для узора или «кистью», которой выполняют рисунок.

Для создания рисунка на поверхности декоративной штукатурки потребуется сначала нанести основой слой раствора. Ему дают время подсохнуть, а затем процарапывают на нем определенный узор. Для этого можно использовать даже подручные средства: веник, щетку, шпатель.

Другой вариант – рисунок из штукатурки. Сначала выполняют базовый слой, на который затем мазками накладывают раствор. Их можно просто сделать разнонаправленными. Ошкурив выступающие части после окрашивания, придают стене эффектный вид. Используя специальные средства, покрытие можно сделать матовым или придать ему эффектный блеск.

Часто эти варианты совмещают. Например, первый слой процарапывают, затем дополняют его полноценным рисунком или отдельными мазками. Главное, хорошо представлять себе конечный результат, чтобы стена не выглядела аляповато или грубо.

Создание разных эффектов

Популярное покрытие «короед» получают за счет мелких камешков, входящих в состав смеси. Сначала штукатурку наносят на стену, оставляют на 25 минут, а затем протягивают по ней кельмой. Под действием инструмента камушки «прокладывают» дорожку на поверхности, формируя характерный след. Обычно этот вариант используют для фасада, так как фактура получается довольно грубой. Слегка смягчить рельеф позволяет жесткая щетка. Но если используется мелкозернистая смесь, то она прекрасно выглядит в помещении.

Для создания «барашка» применяют смесь, содержащую мелкие округлые камешки. При нанесении состава они хаотично распределяются на поверхности, формируя отделку, похожую на мех молодого барашка. При выполнении работы важно избегать длительных перерывов между нанесением соседних слоев. При неравномерном высыхании раствора резко снижается качество поверхности. Характерные завитки на «шерсти» получают за счет кругового движения теркой по штукатурке.

Покрытие «скала» выглядит эффектно, а выполняется достаточно просто. Первым шагом на подготовленную поверхность широким шпателем наносят раствор. Рисунок создают металлическим шпателем, двигаясь хаотично («елочкой»). Раствору дают время схватиться в течение суток. Готовую поверхность окрашивают в серый тон. После высыхания поверхности, берут контрастную краску (можно белую) и, не надавливая на валик, прокрашивают выступающие части.

Распространенным вариантом работы с фактурной штукатуркой является использование валика. Волосяной валик позволяет одним движением придать покрытию оригинальный вид. Затем остается его покрасить, и готово. Также быстро проходит обработка фактурным валиком. Его рельефная поверхность после прокатки по стене создаст нужный узор.

Чуть дольше пройдет обработка меховым валиком. Им, не сильно нажимая, прокатывают свеженанесенный раствор. Результатом становится покрытие, похожее на шубку. Дают стене подсохнуть и сглаживают структуру влажной кельмой. Рисунок чем-то напоминает «короед». Если при сглаживании менять направление движения инструмента, то можно получить оригинальный узор. Еще один вариант – штампование крупными штампами. Они могут стать основным или дополнительным узором.

FILED UNDER : Справочник

Страницы