admin / 31.05.2019

Эмали и краски

Краски в строительно-ремонтных работах

Любая краска представляет собой сложную систему, в составе которой должна быть связующая основа, красящие пигменты, а также наполнители и специальные добавки, придающие материалу необходимые эксплуатационные свойства.

Связующая основа – это пленкообразующие вещества, благодаря которым слой краски «прилипает» к окрашиваемой поверхности и отвердевает, образуя достаточно прочный цветной слой с определенными свойствами (блеск, стойкость к температурам и влаге и пр.)

Чтобы высоковязкий лакокрасочный материал приобрел консистенцию, удобную для нанесения, в составе краски должны присутствовать растворители.

Классификация красок – процесс достаточно сложный. Одним из принципов градации служит связующее вещество. По этому принципу выделяют масляные, водно-дисперсионные, минеральные краски. Эмалевые краски (эмаль) – это лакокрасочный материал, получаемый перетиранием сухих пигментных веществ с лаками. Вид эмали зависит от вида лака, который используется при её приготовлении (спиртовые, алкидные, эпоксидные, полиуретановые, масляные и др.)

Эмаль (покрытие)

Эмаль (покрытие) Эмаль (франц. email, от франкск., smeltan ‒ плавить), стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э. Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150‒1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500‒1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически, проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

Э. защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов ‒ пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.

С. С. Солнцев

Эмали художественные ‒ украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э. ‒ древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,‒передают четкие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э. (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. ‒ огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э. ‒ золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э. ‒ облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10‒12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Э.: маасская ‒ в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали. Европейские Э. в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца 14 ‒ в начале 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене ‒ изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14‒17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э. изготовлялись в 3 ‒ 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Э. на золоте, отличавшейся от византийской Э. менее тонкой технической проработкой, от русских ‒ более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э. по скани ‒ прозрачная многоцветная Э. густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э. («усольской»). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 ‒ начале 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.

В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э. является фабрика «Ростовская финифть» (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).

Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI ‒ XIX вв., М., 1974; Burger W, Abendländische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, ; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Отличия материалов и их совместимость

Терминология и состав

На фото пример наиболее популярной алкидной эмали.

Для начала следует разобраться, что же такое эмаль и чем она отличается от краски. Если говорить строго научно, то настоящая эмаль ничего общего с лакокрасочной продукцией не имеет. (См. также статью Виды отделки: особенности.)

Эмаль – это стекловидное покрытие, которое состоит из кварцевого песка, оксидов щелочных металлов, пигментов и прочих компонентов, которые после нанесения на поверхность подвергаются термической обработке и образуют высокопрочный износостойкий защитный слой. Пример – эмалированная посуда, покрытие ванн, верхний слой некоторых видов керамики, плитки и т.д., путать натуральную эмаль с эмалевой краской не следует ни в коем случае.

Так выглядит настоящая керамическая эмаль.

Эмалевые краски – это узкий сегмент лакокрасочных покрытий, которые отличаются повышенной прочностью и состоят из дисперсии пигментов, наполнителей и различных добавок в пленкообразующей субстанции, роль которой чаще всего играет лак, алкидная смола или другое вещество с подобными физико-химическими свойствами.

Эмалевая краска часто наносится на батареи.

Масляные краски состоят из натуральной, синтетической или комбинированной олифы, в которой диспергированы все те же пигменты, наполнители и вспомогательные целевые добавки. Современные виды масляных красок чаще всего замешены на глифталевых, пентафталевых и комбинированных олифах, а также на олифе оксоль.

Масляно-фталевое покрытие часто называется эмалевым.

Важно!
Как видим, эмалевидные материалы и составы на основе масла относятся к ЛКМ, и четкого отличия между ними нет.
Сказать, чем масляная краска отличается от эмали на масляно-фталевой основе достаточно трудно.

Более того, многие производители стремятся создать видимость богатого ассортимента и присваивают своим изделиям те или иные названия, исходя из качеств, которые необходимо подчеркнуть. Так, чтобы выделить прочность или особый блеск своего продукта, производитель называет его эмалевым, хотя к эмали как таковой этот продукт отношения не имеет. Само собой, цена возрастает вместе с ростом патетики в наименовании продукта.

Пример полимерного продукта.

Первые эмалевые краски возникли после того, как пентафталевую олифу начали модифицировать алкидными смолами, в результате чего на рынке появилась более прочное и долговечное покрытие. Чтобы как-то выделить его из числа других и сделать упор на повышенное качество, материал назвали эмалью, чтобы всем было понятно, что продукт прочнее и лучше простого ЛКМ.

Можно сказать так: материал на основе пентафталевой олифы называют эмалью, а на основе кипяченого льняного масла (натуральной олифы) – краской. Если посмотреть на маркировку банок, то можно заметить, часто все эмалевые имеют индекс ПФ (пентафталевая), а все простые – МА (масляная). Также встречаются грунтовки с обозначением ГФ, что указывает на глифталевую олифу в составе.

Материалы на основе олифы.

Важно!
Чтобы обозначить реальные отличия эмалевых составов от обычных, следует анализировать состав этих материалов, особенно пленкообразующую основу и растворитель, на котором они замешены.

Виды эмалевых красок

Разновидностей существует множество.

Чтобы говорить о совместимости материалов, следует понять, какие эмалевые материалы вообще существуют. Скажем сразу, что их настолько много, что охватить все без исключения будет проблематично.

Мы назовем основные из них:

  • Нитроцеллюлозные (НЦ). Состоят из нитрата целлюлозы, пигментов, добавок и растворителей. Наносятся, в основном, на металлические, бетонные и деревянные поверхности. Выпускаются в банках и аэрозольных баллончиках, отличаются характерным едким запахом ацетона и с другими составами без специальной подготовки несовместимы;
  • Кремнийорганические (КО). Наносятся практически на любые покрытия и материалы, отличаются жаростойкостью, влагостойкостью и высокой прочностью к износу. Совместимы только с застывшими акриловыми покрытиями;
  • Пентафталевые и глифталевые (ПФ, ГФ). Являются разновидностью масляных красок на основе синтетических и комбинированных олиф, модифицированных алкидными смолами. Совместимы с эпоксидными, алкидно-уретановыми и акриловыми составами;
  • Акриловые (АК). Это водно-дисперсионные полимерные латексные смеси, которые совместимы только с водорастворимыми материалами, но могут наноситься на старые покрытия практически любого состава при соответствующей обработке и подготовке;
  • Уретановые (УР) и алкидно-уретановые (АУ). Высокопрочные износостойкие ЛКМ, которые могут наноситься на маслянистые и пентафталевые основы, а также они совместимы с эпоксидными составами.

Таблица совместимости различных ЛКМ с основами и старыми покрытиями.

Список можно продолжать еще долго, но для этого проще заглянуть в специальные таблицы совместимости материалов, которые можно найти на нашем сайте. Внимательный читатель уже мог найти ответ на вопрос: «Можно ли красить масляной краской по нитроэмали?» — ни в коем случае, так как нитроцеллюлозные материалы просто сворачиваются в других растворителях, а при нанесении берутся пузырями и вздуваются. (См. также статью Пульверизатор для покраски: особенности.)

Не стоит удивляться, если вы увидите, что некоторые продавцы относят к эмалевым огнезащитные краски по металлу Полистил, ведь даже электропроводная краска Zinga иногда стоит в этом ряду.

Нанесение алкидной эмали на масляную краску

Перекрашивание оконных переплетов часто производится по старой основе.

Важно!
Следует понимать, что технология нанесения ЛКМ предусматривает полную очистку основания от старых покрытий.
Это условие наиболее прочного, долговечного и красивого защитного слоя, который будет хорошо ложиться и служить на протяжении долгого периода времени.
От степени и качества подготовки основания успех мероприятия зависит на 60 и даже более процентов.

Теперь мы расскажем, как нанести эмаль на краску своими руками, а для удобства нами составлена инструкция:

  1. Поверхность старого покрытия проверяем на прочность. Если оно отслаивается и легко отходит от рамы, его лучше снять. Если покрытие прочное, тогда его следует отмыть от грязи и пыли и зашкурить крупнозернистой наждачной бумагой;

Проверяем старую отделку на прочность.

  1. После этого сметаем пыль и стружку, а поверхность моем водой с добавлением соды. Не забываем хорошенько смыть раствор теплой водой. После этого ждем высыхания;

Добавляем в воду пищевую соду и моем окна.

  1. Открываем банку, слегка разводим ее содержимое сольвентом или уайт-спиритом (1 – 2 %) и тщательно перемешиваем;

Слегка разводим продукт уайт-спиритом и перемешиваем.

  1. Материал наносим в три тонких слоя, каждый новый слой – после полного высыхания предыдущего. Второй и третий слои лучше наносить более густыми, без разбавления. (См. также статью Фасадная отделка – виды.)

Аккуратно наносим три слоя покрытия кисточкой.

Важно!
Работайте в респираторе, перчатках и защитных очках, алкидные покрытия токсичны, особенно в процессе нанесения и высыхания.

Эмаль

Термин «эмаль» имеет несколько значений, объединенных общими признаками. В первоначальном научном значении так называется прочный стекловидный слой, покрывающий различные поверхности и выполняющий защитную функцию. Например, эмаль зуба или глазурь, нанесенная на металл и закрепленная при помощи обжига. Материалом для изготовления служит стеклянный порошок, который при обжиге плавится и образует довольно прочное покрытие.

В другом значении этим термином обозначается особый тип краски, имеющий довольно густую консистенцию и дающий ровное, стойкое и глянцевое покрытие. Такие типы красок производится на основе лака высокого качества, в их составе олифа и оксиды цинка.

Схожесть их с керамической эмалью обусловлена тем, что окрашенная поверхность по внешнему виду напоминает керамическую глазурь. Этот тип краски имеет высокие защитные показатели, устойчив к истиранию, атмосферным воздействиям. Наносить его можно после грунтования практически на любую поверхность, в том числе на монтажную пену и клей – герметик. Различают несколько основных видов эмалей:

  1. Акриловые (ими окрашивают мебель, полы, стены, окна, двери внутри помещений, поскольку они быстро сохнут, нетоксичны и безопасны при пожарах).
  2. Алкидные (лучше применять при наружных работах, можно наносить на дерево и металл, не рекомендуется для окрашивания пола, сохнут длительное время и имеют резкий запах, который токсичен и держится все время высыхания и некоторое время после, поэтому требует проветривания даже после полного высыхания).
  3. Нитроэмаль (этот тип краски легко распознать по запаху ацетона, его отличает быстрый процесс высыхания окрашенной поверхности – в течение часа, нельзя наносить на поверхности, окрашенные масляной краской – происходит отслаивание старого слоя, пожароопасен).

Масляная краска

Масляные краски это вид лакокрасочной продукции на основе олифы растительного или синтетического происхождения. Она представляет собой дисперсию олифы с пигментным веществом и специальными добавками. Цветовая гамма очень разнообразна.

Применяется для наружных и внутренних работ, для окрашивания и грунтовки деревянных поверхностей, подойдет и для бетона, пластика, металла. Нанесенная на деревянную поверхность в качестве первичного слоя, она может служить прекрасной грунтовкой под эмаль. По способу изготовления различают масляные краски двух видов:

  1. Жидкотёртые. Состав такой краски готов к применению сразу после вскрытия тары.
  2. Густотёртые (пастообразные). Прежде чем приступить к окрашиванию, данный вид краски необходимо разводить олифой или скипидаром. При добавлении олифы окрашенная поверхность будет иметь глянец, если добавлять скипидар, поверхность будет матовой.

Наносить на поверхность масляные краски можно различными способами: при помощи кисти, валика, распылителя. В качестве завершающего слоя при отделке поверхностей масляные краски используются редко, поскольку обладают некоторыми недостатками, а именно:

  • Низкие показатели укрывистости и стойкости к истиранию.
  • Длительность срока высыхания (от шести часов до нескольких суток).
  • Токсичность некоторых масляных красок, произведенных на основе ненатуральной олифы, делает нежелательным ее применение внутри жилых помещений.
  • Нанесенная толстым слоем, масляная краска не пропускает воздух к окрашенным поверхностям, что может привести к появлению трещин на покрытии.
  • Входящая в состав олифа со временем придает окраске желтизну, что портит внешний вид поверхности.

Однако данный тип краски пользуется спросом, благодаря относительно недорогой стоимости товара и универсальности ее применения. Ее применение на поверхностях, которые не будут подвергаться механическим воздействиям, дает возможность покрытию прослужить довольно длительный срок. При правильном нанесении она прослужит не менее семи лет.

Масляная краска и эмаль: схожесть и различия

Технология производства данных видов красок схожа: связующая основа и пигмент. Схожесть эмали и масляной краски обусловлена областью их применения и назначением: наносятся они практически на все поверхности и осуществляют защитную функцию. Однако защитные свойства эмалей выше, они более устойчивы к солнечным лучам, перепадам температур, атмосферным осадкам.

Основное отличие масляной краски от эмалей заключено в их составе. Поскольку основа эмалей – лак, такая краска имеет более резкий запах в отличие от масляных, в основе которых олифа.

При длительном хранении пигментные вещества масляной краски оседают, образуя плотный слой на дне тары, поэтому перед использованием необходимо тщательное размешивание олифы и осевшего пигмента до получения однородной массы. Хранить масляную краску после вскрытия банки не рекомендуется, осевший пигмент затвердевает, и краска приходит в негодность. Эмаль при долгом хранении может стать густой, перед применением ее достаточно развести растворителем.

FILED UNDER : Справочник

Страницы