admin / 25.05.2018

Дом на воде

Пять основных ошибок при самостоятельном строительстве плавдачи

Более 10 лет мы строим суда для жизни на воде. Используя свой опыт и анализируя то, что строят другие, мы подметили ряд основных ошибок при строительстве плавдач, которые приводят к лишним тратам денег или к провалу всего проекта.

Зачастую плавдачи люди строят самостоятельно из-за того, что рынок этого товара, как в нашей стране, так и во всем мире, очень скуден. Выбор невелик. Как правило, он узконаправлен, и служит для решения только одной задачи. Например, для путешествий (в США и Австралия) или для проживания на воде (в Нидерландах и Франции).

Вторая причина, по которой люди становятся на не легкий путь самодельщика – отсутствие достаточного количества средств, для покупки готовой плавдачи.

Как известно, дешевле учится на ошибках других, поэтому просто прочитав эту статью, вы сможете сэкономить свои кровные, которым потом придумаете лучшее предназначение.

ОШИБКА № 1:

К тому же, как правило, ничего не бывает вечного, и все что вы настроили останется вашим наследникам или вы захотите это продать. А вы пробовали продать собственный автомобиль, предварительно выкинув документы ? Весьма не выгодная для вас сделка получится.

Я уже не говорю про то, что если вы собираетесь эксплуатировать ваш плавучий дом на судоходных водоемах. В этом случае показывать документы на него придется часто, даже если он и стоит всегда на одном месте.

Наверное, вы уже поняли, что мы хотим сказать таким длинным вступлением? Да! Мы считаем, что самая большая ошибка – это не уделить должного внимания легализации вашего дома.

В нашей стране, если ваш предполагаемый плавучий дом не длиннее 20-ти метров, то регистрировать его будет региональный отдел ГИМС. И прежде чем закупать доски и гвозди, следует зайти в эту организацию, желательно предварительно нарисовав карандашом на вырванном из тетрадки листке в клеточку набросок вашего будущего дворца.

Гораздо проще менять планировку, высоту борта, центр тяжести и остойчивость, карандашом на листочке, чем потом пилой и зубилом на, с таким трудом построенной, плавдаче. А менять все равно придется, потому что каждый инспектор ГИМС имеет свое собственное представление о правилах безопасного плавания на водах. К тому же, работа этого инспектора и заключается именно в том, чтобы проверить эту самую безопасность Вашего судна, а значит выявить ошибки и недочеты, допущенные вами. А иначе, какая же это «работа».

Поэтому, как бы ни хотелось, но придется идти в ГИМС (причем лучше зимой, когда там нет очередей) или обратиться в нашу компанию. Мы, конечно, не сможем поставить вашу плавдачу на учет и не выдадим судовой билет, но поможем вам пойти наиболее рациональным путем для вашего конкретного случая.

ОШИБКА №2

Выбор материала корпуса – самая важная и непростая задача.

Сколько простоит Ваш дом зависит от того на какой фундамент вы его поставили. Это одинаково важно как для «сухопутных» домов, так и для плавающих.

Надежность подводного корпуса плавдачи основная проблема проектирования. На плаву держится практически все, и люди строят плавучие дома из самых разных материалов, начиная от пустых пластиковых бутылок и заканчивая многотонными бетонными понтонами. Вопрос только в том, на какой срок вы строите свой плавучий дом? Если на одну рыбалку, то может подойдут и бутылки, но если планы многолетние, то требуется более надежные материалы.

Следующая ступень снизу по ненадежности корпуса плавдачи у дерева, фанеры и их производных. Конечно, раньше корабли строили только из дерева и они служили десятилетиями, но у этих строителей не было других вариантов. А у нас есть. И вряд ли можно рассчитывать на длительную, безремонтную эксплуатацию дома на деревянном основании. Хотя есть и исключения.

Другая крайность – бетон. Материал, конечно, крепкий, но передвигать его по воде совсем не просто. А значит проблемы со стоянкой и регистрацией. Да и при регулярном вмораживании бетонного понтона в лед срок его эксплуатации невелик.

Сейчас большая мода на пластики. Понтоны строят из стеклопластика, полиэтилена, полипропилена и других композитных материалов. И если в некоторых случаях при строительстве катеров и яхт это оправдано, то в плавучем доме совсем нет. Стеклопластик хорош для придания корпусу сложных форм и обводов. Плавдому это не обязательно, на глиссирование он никогда не выйдет. Важна только надежность, долговечность и ремонтопригодность. А пластики всем этим не обладают. В отличие от катера или яхты, где его корпус составляет основную часть стоимости судна, у плавдома основные деньги в жилых помещениях, а не в том фундаменте, который «закопан» под воду.

Конечно, если вы собираетесь перевозить свою плавдачу на прицепе за автомобилем, то можно применить и пластик, но только дом шириной всего 2,5 метра, скорее катер, а мы здесь говорим о домах для жизни и отдыха на воде.

В США серийные плавдачи строят из АМГ. И это, конечно, очень неплохо. Долговечный, легкий, прочный и надежный материал. НО!! Очень дорогой! Да и технология сварки, подготовки швов, раскроя листов, требований к стапелю, скорее подходят для серьезного предприятия, чем для самостоятельной постройки. А выигрываете Вы при применении алюминия только вес, который не самое главное в плавучем доме. Ведь, маленькому мотору, чтобы толкать дом вперед со скорсть 10 км/ч. практически не важно, будет дом весить 5 т. или 7.

Сталь – это материал, из которого сделаны корпуса подавляющего большинства современных судов. Она прочная, недорогая, легко сваривается и обрабатывается. Стальные корпуса не деформируются во льду и способны нести на себе нагрузки в десятки раз превышающие свой собственный вес.

Не подумайте, что мы пытаемся рекламировать сталь. Мы не занимаемся ее продажей, просто мы уже набили «шишки» на собственном лбу, пытаясь строить плавдачи из всех перечисленных материалов. Поверьте, очень недешево потом исправлять свои ошибки. Ведь новый фундамент приходится подводить под готовый дом, причем так, чтобы дом не утонул во время перестановки.

Единственный случай, когда стоит задуматься о применении стали для понтонов – это строительство плавдома для морской воды. Но для этих случаев у нас есть другие наработки.

ОШИБКА №3

Стоимость строительства красивого плавдома и некрасивого практически одинаковая. Даже если то, что Вы нарисовали на тетрадном листочке, вам очень нравится, это совсем не означает, что готовый дом будет смотреться также замечательно. Если ваша профессия не архитектор, и вы не зарабатываете себе на жизнь разработкой проектов домов, то необходимо обратиться к профессионалам, чтобы на воде не появился очередной уродец.

Если нет возможности привлечь архитектора, просто поищите в интернете готовый проект или хотя бы картинку красивого сухопутного дома. Дом своей мечты придумать очень непросто. Из сотен фотографий, Вам понравится одна, две. Вот его то и надо строить.

ОШИБКА №4

Дом на воде, в отличие от «сухопутного», всегда подвержен тряске, как при землетрясении. От этого явления разваливаются большие и прочные дома на земле, но наш дом не должен развалиться. И здесь прослеживаются две основные ошибочные тенденции. Одни берут готовый «сухопутный» проект, не задумываясь о сейсмоустойчивости, и дом постепенно покрывается трещинами. Другие строят сарайчик из досок, который не развалится, но может покоситься.

Плавающие дома имеют свои специфические конструктивные особенности, которые необходимо учитывать при строительстве.

ОШИБКА №5

На роскошных круизных лайнерах или шикарных яхтах размеры кают существенно меньше, чем комнаты в квартирах или особняках. И от этого яхты не становятся менее комфортабельными. Просто ощущение внутреннего пространства на корабле и в здании разное.

Плавдача – это что-то среднее между большой яхтой и коттеджем. Поэтому при проектировании площадей комнат и высоты потолков необходимо учитывать эту специфику. Плавдом, построенный по «сухопутным» ГОСТам, смотрится громоздким и неуклюжим.

Базой для поселков должны стать специальные плавучие дома – хаусботы – полностью собранные в России. Причем 70% комплектующих будут отечественными.

Площадь одного судна составит от 100 до 160 кв. метров, внутри будут все коммуникации. В одном поселке планируется расположить от 15 до 30 плавучих домов, автомобильные парковки и прибрежную инфраструктуру. Вес дома на воде составляет от 20 до 60 тонн.

Датские партнеры отвечают за дизайн и инженерные системы, российские – за сборку и продвижение в России. Первоначально планировалось осуществлять строительство плавучих домов непосредственно в Дании, недалеко от Копенгагена. Но анализ производственных мощностей показал, что в России сборка на 70% дешевле, поэтому производство перенеслось в Московскую область, на территорию Хлебниковского судостроительного завода.

Дополнительную экономию и скорость сборки обеспечивают готовые энергоэффективные панели. Они позволяют собирать конструкцию непосредственно на территории заказчика. Для этого потребуется участок суши у воды чуть больше, чем сам хаусбот. При этом сборка одного плавучего дома на специальном стапеле силами нескольких человек займет около одного месяца.

Хаусбот юридически считается маломерным судном, поэтому он может свободно перемещаться по акватории. По скорости такой дом сравним с баржей – от 8 до 15 км в час. Дальность хода на одной заправке составляет до 1200 км. Например, в сезон на этом плавучем средстве может комфортно добраться до Завидово в Тверской области или до Астрахани.

Хаусботы длиной до 20 метров регистрируются в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России как маломерное судно. Владельцу выдается судовой билет, ему нужно будет лишь платить транспортный налог. Исчисляться он будет исходя из объема плавучего дома (1 рег. т = 2,83 куб. м).

Для стоянки не потребуется специальных разрешений (как на дебаркадер). Как маломерное судно, хаусбот может причалить в любом месте, где не запрещена стоянка и где он не помешает судоходству. При желании плавучий дом можно ставить совершенно бесплатно вне марин.

При локации в яхт-клубах придется заплатить за стоянку и пользоваться всей их инфраструктурой. Порядка 35 яхт-клубов уже готовы принимать самоходные дома на воде. Средняя стоимость за эти услуги составляет 35 тыс. рублей в месяц.

Как сообщили stroi.mos.ru в пресс-службе ФГБУ «Канал имени Москвы», проект нацелен не только на продажу частного жилья. Его можно рассматривать и как инвестиционный. В хаусботах, превращенных в плавучие гостиницы и апарт-отели, москвичи и гости столицы смогут отдохнуть от городской суеты и провести несколько дней на природе или в речном путешествии.

Напомним, в 2020 году в Москве планируется запустить водный вид транспорта. Пилотный маршрут пройдет по Москве-реке от Киевского вокзала до Нижних Мнёвников и соединит четыре района города.

Он свяжет деловой центр «Москва-Сити», городские парки и Киевский вокзал. На пути будет семь остановок-причалов: «Киевский вокзал», «Красная Пресня», «Набережная Тараса Шевченко», «Западный порт», «Сердце столицы», «Верхние Мневники», «Нижние Мневники».

Маршрут длиной 10 км охватит четыре района столицы – Хорошево-Мневники, Филевский Парк, Пресненский и Дорогомилово.

Вместимость судов составит 100 человек, провозная способность – 1,5 тыс. пассажиров в час. Время в пути в обе стороны займет 104 минуты.

Проектирование дебаркадера. Основные его принципы и этапы

Для создания надежного, долговечного и безопасного сооружения необходимо со всей ответственностью подойти к вопросам проектирования «плавучего» дома. Во избежание ошибок и несчастных случаев во время строительства и эксплуатации такого здания, к такой работе необходимо привлекать только хороших специалистов этой области строительства, имеющих обязательные сертификаты, лицензии. Также желательно использовать опыт работников местного речного судоходства.

Создание проекта жилого дома на воде должно производиться поэтапно:

1. Предварительный расчет грузоподъемности основания будущей постройки, выбор подходящего материала и конструкции, и окончательные расчеты на прочность и устойчивость всех элементов понтона.

2. На основании расчетных данных, полученных на первом этапе, необходимо спроектировать конструкцию дома, подобрать материал для постройки, исходя из его механических характеристик: он должен быть достаточно прочным и жестким при сравнительно небольшой массе.

3. Далее необходимо продумать и предусмотреть размещение всех городских коммуникаций, таких как:

  • система водопровода;
  • электрическая сеть;
  • эффективная система отопления;
  • безопасная система водоотведения и канализации.

4. Окончательно завершит проект дома на воде этап обеспечения безопасного проживания людей. Также здесь необходимо учесть возможности для безопасного судоходства.

Важно провести тщательный расчет устойчивости надводного сооружения, чтобы дом не кренило и не качало во время действия сильных ветров.

От того, насколько точно и детально будет разработан проект дебаркадера, будет зависеть не только комфорт проживания в будущем жилище, но и его долговечность, надежность и безопасность. Поэтому важно найти именно ответственного профессионала в этом деле.

Коммуникационные сети и их возможные варианты

После проектирования понтона и всего здания, самое время подвести к месту строительства коммуникации: трубопроводы для технической и питьевой воды, электричество, канализацию и прочее. В зависимости от расположения дома, подключение к городским коммуникациям может быть возможным или нет. Поэтому рассмотрим разные варианты благоустройства дома на воде по очереди.

Во-первых, необходимо решить вопрос с электричеством. Если постройка расположена вблизи городских коммуникаций, то подключение к электросети может быть достаточно простым. Но если жилище находится далеко от города, необходимо рассмотреть такие системы автономного энергоснабжения: дизельные генераторы, солнечные батареи, или ветряные генераторы. Это отличная альтернатива в плане экологичности, но потратиться на их установку в новом доме придется немало.

Во-вторых, нужно подвести техническую и питьевую воду. Как и в случае с электричеством, этот процесс значительно облегчает возможность подключения к централизованному водопроводу. Но, если это невозможно, есть еще несколько вариантов. Один из них — бурение скважины на берегу, недалеко от дома. Для этого понадобится специальное разрешение из Управления по охране окружающей среды. Также современные фильтры и установки по очистке воды позволяют использовать для бытовых нужд даже воду из того же водоема, в котором «плавает» дом.

В-третьих, необходимо позаботиться о безопасной, в экологическом плане, системе водоотведения и канализации. Здесь также возможны варианты. Проще и экономичнее всего — подключение к канализационному коллектору на берегу. Но, чаще всего, это невозможно. Потому в решении этого вопроса поможет установка цистерны для накопления и хранения сточных вод. Но лучше всего установить систему автономной канализации с биологической очисткой сточных вод. Они имеют один минус — немалую стоимость. Но плюсов дают намного больше, поскольку очищенную сточную воду можно использовать для орошения растений, а при попадании ее в водоем, происходит обогащение его кислородом и улучшается естественная его очистка. Эти системы — наиболее экологическое решение, поэтому ни одна санэпидстанция не станет возражать.

И последнее, наиболее важное для комфортного проживания в доме на воде — это отопление. Здесь могут пригодиться дорогостоящие, но удобные вакуумные гелиоколлекторы. Если необходим более бюджетный вариант системы отопления, то можно использовать отопительный котел, подобрав оптимальную, по производительности и виду топлива, модель. Также существуют системы отопления, работающие от электричества, но они достаточно дорого обходятся в эксплуатации.

Строительство

Для такого вида строительства обычные рабочие не подойдут. Данный случай требует привлечения опытных и сертифицированных строительных компаний, которые хорошо знают, как построить надежный дом на воде.

После установки понтона, начинают возводить дом. Здесь очень важно использовать правильные материалы и точно придерживаться инженерного проекта. Обычно, стройматериалом для таких зданий служит дерево или оцинкованный металл с хорошими удельными характеристиками.

Важно! Если дом выполняется из дерева, его необходимо сначала качественно обработать антисептиком и антипиреном, чтобы обеспечить достаточную долговечность и пожарную безопасность всему зданию.

Отделку экстерьера дома можно произвести из любого материала: искусственного камня, дерева, сайдинга.

Когда строительство дома закончилось, приходит время его оформления. Будущему владельцу придется еще немало побегать, чтобы все узаконить. Необходимо получить документ на право собственности, произвести освидетельствование, ввести в эксплуатацию, получить номер и разрешение на швартовку, а также, желательно, застраховать.

Еще один необычный нюанс: счастливый владелец дома на воде не может в нем прописаться, поскольку этот дом официально не дом, а плавучее средство.

Виды плавучих жилых строений, их особенности

На воде создаются магазины и рестораны, ночные клубы, развлекательные центры. Есть возможность выстроить жилую постройку такого типа. Плавучий дом может быть:

  • сезонным или круглогодичным;
  • стационарным или мобильным;
  • расположен в поселении и вне его границ;
  • оборудован на судовом основании, сваях, понтонах.

Плавучий дом на понтоне

В большинстве своем эти сооружения используются в качестве дач, предназначены для эксплуатации в теплый сезон. Но современные строительные технологии и материалы позволяют оборудовать комфортный дом и для постоянного проживания.

Стационарные сооружения не перемещаются по территории акватории. Они могут соединяться с сушей плотами, мостиками, трапами. Иногда такие здания возводятся в отдалении от берега, добраться до них можно только на маломерных судах. Мобильный дом оборудуется на килеобразном, плоскодонном основании, может передвигаться по озеру, реке своим ходом или буксируется при необходимости сменить место установки.

Стационарный плавучий дом

Понтоны для плавучих домов являются самой популярной основой. Эти конструкции обеспечивают зданию стабильное положение, надежность, длительный срок эксплуатации. Можно использовать для жилья на воде свайный фундамент

Юридические особенности плавучего жилья

В законодательстве для таких строений предусмотрены определенные ограничения. Их длина не должна превышать 20 м, вес здания может составлять до 80 тн. Есть лимит для количества людей, проживающих в доме. Их не должно быть более 12.

Габариты, вес, местоположение строения на воде относят его в категорию маломерного судна. Такой юридический статус предоставляет владельцам несколько существенных плюсов. Им не нужно:

  • заниматься оформлением, покупкой земельных участков;
  • получать в администрации разрешение на строительство дома;
  • регистрировать недвижимость в соответствующих органах;
  • платить налог на жилую недвижимость.

Для дома на воде не нужно получать разрешение на строительство

Есть у этого жилья и минусы. Прописка в них не оформляется. Невозможно получить для такого строительства ипотечный кредит.

Зарегистрировать строение необходимо. Поскольку это маломерное судно, процедуру проводит соответствующая государственная инспекция. Она выдает собственнику судовой билет. Он дает право перемещаться по акватории, не оказывая помех судоходству. Хозяин дома имеет право украсить его российским флагом.

Специфика строительства плавучего дома

Многие желающие обзавестись дачей на воде приобретают готовые фабричные сооружения. Это упрощает процесс строительства. Но нужно учесть, что размеры таких сооружений минимальные. Их ширина ограничивается возможностями транспортировки. Если нужно построить просторное здание для постоянного проживания, нужно возводить его на специальных понтонах для плавучих домов. Это дает возможность увеличить площадь.

Сооружение понтона даст возможность увеличить площадь

Понтонные основы могут быть изготовлены из:

  • стальных элементов;
  • железобетонных материалов;
  • стеклопластика.

Выбор зависит от габаритов дома, специфики строительства, эксплуатации. Железобетонные конструкции обладают высокой устойчивостью к нагрузкам, долговечностью, отлично подходят для возведения стационарных сооружений. Достойные технические показатели у стальных конструкций. При условии качественной сборки, надежной антикоррозийной обработки они выполняют свои функции в течение многих лет.

Выбор понтона зависит от габаритов дома

Стеклопластиковые понтоны для плавучих домов появились сравнительно недавно. Но их популярность стремительно растет. Материал обладает высокой прочностью, не подвергается коррозии, долговечен. Кроме того, такие понтоны весят намного меньше стальных, железобетонных аналогов.

Обязательным элементом сооружения должен стать прочный металлический каркас. Он не позволит измениться геометрии дома. Все элементы обрабатываются влагоотталкивающими, антикоррозийными средствами. Проектировку дома нужно доверить квалифицированным специалистам. Они правильно рассчитают центр тяжести, учтут ветровые нагрузки.

В строительстве здания используются материалы с минимальным весом

В создании здания используются материалы, обладающие повышенной прочностью к нагрузкам и минимальным весом. Помещения в доме должны быть компактными. В отделке предпочтение отдается панельным материалам, способным сохранять целостность при качке. Нежелательно использовать штукатурку или шпаклевку, которая осыпается при передвижениях дома.

Есть экономичный вариант строительства, существенно ускоряющий процесс возведения. Возвести дом на воде можно из морских б/у контейнеров. Тара 20, 40 футов изготавливается с учетом сложных условий эксплуатации. Она без потерь выдерживает высокую влажность, вибрации, качку, отличается долговечностью.

Экономичные плавучие дома из контейнеров

Коммуникации в плавучем доме

Независимо от типа жилого строения, его местоположения, необходимо обеспечить в нем достойные условия для проживания. Если плавучее строение находится в границах поселения, расположено у самого берега, есть возможность подключиться к централизованным магистралям канализации, водоснабжения. Комфорт в доме можно обеспечить и при отсутствии береговых систем.

На современном рынке представлено много оборудования для обустройства автономных коммуникаций. В доме могут располагаться:

  • резервуары с запасом питьевой воды;
  • емкости с топливом;
  • электрогенераторы;
  • септики для сбора сточной воды.

Бытовой комфорт можно обеспечить даже при отсутствии городских коммуникаций

Установка таких систем обеспечит должные условия для проживания. Запасов воды для бытовых нужд создавать не потребуется.

В доме для постоянного проживания нужно оборудовать отопительные системы. Поддерживать комфортную температуру помогут печи-камины стальные или чугунные. Можно установить систему газовых, электрических конвекторов. Целесообразно оборудовать в таких зданиях «теплые полы» инфракрасные или электрические.

Печь-камин поможет поддерживать комфортную температуру

Варианты дизайна плавучих домов

Стремительный рост популярности таких сооружений стимулировал интерес архитекторов, дизайнеров к разработке конструкций такого типа. В сети можно найти немало фото домов на воде на любой вкус и кошелек. В галереях есть простые незамысловатые строения для сезонного проживания, отдыха. Можно увидеть в них и полноценные оригинальные дома, способные обеспечить комфортное постоянное проживание для семьи.

Большой плавучий дом способен обеспечить комфортное постоянное проживание

Многообразие вариантов позволяет каждому сделать хороший выбор. Фото домов на воде могут использоваться в качестве основы, на свой вкус выполняется планировка, обустраиваются дополнительные архитектурные элементы. Плавучие здания:

  • могут выполняться в любом стиле;
  • включают от двух до шести полноценных комнат;
  • бывают одно- и двух уровневыми;
  • оборудуются открытыми террасами, палубами на крыше и т.д.

Двухэтажный плавучий дом

У владельца будущего дома на воде есть возможность отразить в проекте все требования, пожелания.

Особенности оформления и эксплуатации плавучего жилья

По окончании строительства дома его требуется зарегистрировать в госинспекции маломерных судов. С выданного судового билета следует сделать копию у нотариуса, хранить ее дома. Регулярно нужно будет проходить техосмотры. Ежегодно выплачивается транспортный налог.

Большинству хозяев плавучего дома приходится принимать нежданных визитеров в лице представителей администрации. Пока такие строения являются редкостью, не в каждом регионе власти хорошо знают законы, не запрещающие маломерным судам причаливать в любом месте, где нет запрета на стоянку, помех судоходству. Для того чтобы исключить любые недоразумения и претензии, следует обратиться в администрацию и заключить с ней договор о предоставлении водной акватории в рекреационных целях. Такой документ составляется на 20 лет.

Плавучий дом требуется зарегистрировать в госинспекции маломерных судов

В законодательстве предусмотрены определенные требования к безопасности эксплуатации таких строений. Владельцу плавучего дома необходимо:

  • оснастить его противопожарными первичными средствами общими и персональными;
  • обустроить сигнальную систему освещения;
  • приобрести спасательные средства – плоты, лодки, спасательные круги.

Плавучий дом должен быть оборудован спасательными средствами

У строения должна быть квалифицированная техническая документация, соответствующая действующим строительным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Лица, проживающие в плавучем жилье, должны соблюдать требования охраны окружающей среды, не создавать риск загрязнения акватории.

FILED UNDER : Справочник

Страницы