Байпас в отоплении: что это такое, для чего он нужен, и как его установить

Байпас Отопление

Вопрос: что такое байпас – интересует многих владельцев квартир и частных домов с разными системами отопления на разных теплоносителях. Начинаем разбираться в этой теме.

Пожалуй, самым простым и распространенным примером байпаса является труба-перемычка между соединениями с радиатором отопления

Устройство байпаса

Байпас – это труба, служащая для организации потока теплоносителя вокруг определенного участка основной трубы отопления, либо параллельно ей.

Часто на этом участке устанавливается какое-то оборудование. Один конец перепускной трубы соединяется с входным патрубком, другой — с выходным.

Очень часто на этом участке устанавливается какое-то оборудование. Один конец перепускной трубы соединяется с входным патрубком, другой — с выходным.

Запорная арматура устанавливается между байпасом и входом гибочного устройства. Он позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути и регулировать количество жидкости, поступающей в устройство. Если необходимо полное отключение оборудования, то в выходной патрубок, между выходом устройства и байпасом — также устанавливается задвижка.

Первые байпасы появились в однотрубных системах отопления. Сначала они использовались только для отключения отопительного прибора для его замены и ремонта. В простых однотрубных схемах байпас обеспечивал возможность ручной регуляции температуры и уменьшал расход теплоносителя. В более сложных современных конструкциях байпасы используют для установки четырехходовых клапанов с сервоприводом, которые автоматически регулируют количественные и качественные показатели теплоносителя.

Читайте также:
Однотрубная или двухтрубная системы отопления - какую выбрать?

Байпасы в системах отопления применяют для установки насосов движения, особенно те, которые используются в качестве резервных узлов, и могут располагаться как горизонтально, так и вертикально Байпас для установки циркуляционного насоса или отопительного прибора можно приобрести в собранном виде. Можно собрать отсечной участок системы отопления своими руками из полипропиленовых труб и фасонных частей.

Виды байпасов

Запорная арматура устанавливается не только на входной и выходной патрубки, но и на самом байпасе.

Существует три типа перепускных труб, которые различаются типом устройства:

  • не регулируемые;
  • с ручным управлением;
  • автоматические.

В самом простом варианте конструкция байпаса — это ответвление с тройниками с обеих сторон. Чаще всего этот вариант используется при подключении радиаторов по однотрубной вертикальной схеме разводки.

Тип 1 — нерегулируемый обводной патрубок.
Тип 2 — байпас, регулируемый вручную.
«Ручной байпас» — байпас с установленным шаровым краном. Этот тип клапана наиболее подходит для байпаса, так как он не уменьшает внутренний зазор трубы, когда он открыт. Поэтому он не создает дополнительного гидравлического сопротивления движению жидкости. Использование запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через байпас. Если клапан полностью закрыт, весь поток пойдет по основному пути. Следует отметить, что рабочие элементы шаровых кранов имеют свойство слипаться, если устройство не используется. Поэтому такой вентиль нужно периодически проворачивать, даже если в этом нет необходимости. Байпас с отводом можно устанавливать только в индивидуальных системах отопления частных домов. В многоквартирных же домах использовать блокирующее устройство на обходном мосту запрещено, так как можно нечаянно перекрыть подачу хладагента другим жильцам. Чаще всего ручные байпасы используются при подключении однотрубных радиаторов и обвязке гидронасосов.
Тип 3 — автоматически регулируемый байпас.
В насосном трубопроводе самотечной системы отопления установлен автоматический байпас. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без насосного агрегата. В системе установлен электровентилятор, который для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим потерям тепла, равномерному прогреву помещений и увеличению КПД системы.
Байпас в отоплении: что это такое, для чего он нужен, и как его установить

Принцип работы автоматического байпаса

Перенаправление потока жидкости в трубке автобайпасного насоса происходит без вмешательства человека. Когда насос работает, хладагент проходит через блок, а байпас заблокирован.

Если насос останавливается из-за поломки или сбоя питания, хладагент уходит через байпас. Неподвижное рабочее колесо агрегата ограничивает или полностью блокирует поток.

Автоматические ссылки бывают двух типов:

  • клапан;
  • инъекция.

В первом случае на перепускной трубе монтируется обратный шаровой кран, он создает наименьшее гидравлическое сопротивление и не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме. После включения насоса скорость потока увеличивается. Хладагент из выпускной трубы поступает в основную трубу и расходится в обоих направлениях. Далее по контуру он движется свободно, а при движении в обратном направлении натыкается на обратный клапан. Так как гидравлическое давление на стороне выхода выше, чем на стороне входа, шар плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубы.

Когда насос включен, то гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, сжимает шар клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в самотечной системе открывает клапан и вода течет по байпасу.

Недостатком перепускного клапана является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений (накипь, ржавчина, накипь) приводит к выходу его из строя.

Байпас впрыска работает по принципу гидрокомпенсатора. Насосный агрегат приварен к магистрали большого диаметра, расположенной в трубопроводе меньшего диаметра. При этом впускной и выпускной патрубки продолжаются внутри основной трубы.

При включении насоса часть потока поступает во входной диффузор, проходит через агрегат и ускоряется.

Выходная трубка слегка сужается и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в магистраль с высокой скоростью.

За срезом выпускного патрубка (по ходу движения теплоносителя в магистрали) создается зона разрежения. Это вытягивает жидкость из шунта. Струя, летящая под давлением, увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

Поэтому весь поток с ускорением несется дальше по дороге. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.

Принципиальная схема работы байпаса впрыска
Принципиальная схема работы байпаса впрыска

Если насос не работает, теплоноситель течет по байпасу в режиме естественной циркуляции.

Импульс к движению хладагента в линии с байпасом впрыска дается энергией водяной струи. Такое устройство не боится легкого загрязнения теплоносителя, так как не имеет устройств с точно подогнанными деталями (шаровое седло).

В чем заключается принцип байпаса?

Ведь для русскоязычного человека это имя звучит очень необычно. Но именно в значении этого термина четко указано назначение элемента.

Если попытаться перевести слово «bypass» дословно с английского, то словари дают множество всевозможных течений, которые, однако, сводятся к одному фундаментальному понятию: существительные «bypass», «обходить», «обходить», глаголы «обойти», «обтекать», «выбрать другое направление» и тому подобное. Поэтому разумно предположить, что речь идет о каком-то типе устройства, допускающего не прямое движение, а альтернативное.

Так оно и есть. В водопроводных системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, что для жидкости (теплоносителя, если речь идет о отоплении, или воды для водопроводных труб) открывается путь не только через какое-либо устройство, но и пропускать. Этот поток «короткого замыкания» может быть неконтролируемым, когда байпас остается постоянно открытым, а поток жидкости подчиняется только законам гидравлики. Часто на байпасе размещают регулирующие устройства — от простых вентилей до автоматических устройств, изменяющих сечение прохода в зависимости от изменения внешних условий.

Пожалуй, самым простым и распространенным примером байпаса является труба-перемычка между соединениями с радиатором отопления

Пожалуй, самым простым и распространенным примером байпаса является труба-перемычка между соединениями с радиатором отопления

Если речь идет только о системах отопления, то байпас можно установить:

  • В трубе радиаторов, что более характерно для однотрубных систем отопления.
  • В трубопроводе циркуляционного насоса — в автономных системах.
  • В смесительных узлах систем «теплый пол» воды».
  • Для создания «малой циркуляционной петли» в трубах котла (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Подготовительные работы

Как установить тепловой насос? При интеграции насоса в существующую систему отопления частного дома необходимо:Читайте также: Навесной потолок ТехноНИКОЛЬ: технология укладки, отзывы, описание

  • Сначала слейте воду.
  • Если труба эксплуатируется несколько лет, рекомендуется несколько раз промыть систему для удаления ржавчины и накипи.
  • Перед насосом важно установить отстойник. Обычно это делается на байпасе. Фильтрация воды необходима для предотвращения попадания в насос частиц абразивного металла, песка или водяных отложений. Без поддона эти элементы воздействуют на подшипники и рабочее колесо, способствуя преждевременному износу. Подойдет обычный фильтр грубой очистки. Важно установить сепаратор частиц лицевой стороной вниз. Это позволит мусору осесть и сохранить проходимость системы. Направление потока указано стрелкой на фильтре. Проигнорировав это и установив вместо него отстойник, вам придется чаще чистить отстойник.
    Фильтр
    Фильтр
  • В намеченном месте отрезается отрезок трубы, равный длине собранного насоса с байпасом. Важно собрать все элементы ответвления отдельно и затянуть гайки до конечного положения. Это даст вам точный размер вставленного сегмента. Это облегчит сварочные работы (за счет достаточных зазоров) и ускорит процесс заполнения швов гидроизоляционными материалами.

Руководство: для чего нужен байпас в системе отопления

Байпас возвращает использованный системой отопления хладагент, останавливая нагрев батареи в помещении.

Большим преимуществом использования байпаса является то, что:

  • Можно легко провести необходимый ремонт;
  • Упрощен процесс заполнения и очистки аккумулятора;
  • Нет скопления воздуха.

Существуют не только автоматические, но и ручные диверторы, благодаря которым система управляется автоматически. При покупке байпаса стоит помнить, что существует всего две разновидности этого устройства, а именно без клапана и с обратным клапаном. Бесклапанные устройства устанавливаются в системах для получения доступа к любой части трубопровода. Байпасы с обратным клапаном необходимы для большинства систем отопления, особенно тех, которые дополнены циркуляционным насосом.

Большим преимуществом и спросом у пользователей является автоматический обход.

Однако его установка имеет определенные нюансы, поэтому желательно обратиться к специалисту. Для работы устройства автоматического типа необходим циркуляционный насос. Такие байпасы обеспечивают стабильную работу системы отопления даже в случае отключения электричества. Не стоит ставить его в систему отопления, в которой могут быть различные примеси в воде.

Назначение обводного трубопровода

Основное назначение байпасной секции – поддержание циркуляции в магистральной трубе отопления в случае выхода из строя подключенного агрегата или отключения электроэнергии.

Любое устройство, подключенное через байпас, можно отключить от гидравлической линии, просто закрыв два крана на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет через перепускную трубу.

Устройство, отключенное от сети, тихонько ремонтируют или проводят плановое техническое обслуживание. Вы можете полностью отделить его и заменить новым. В этом случае не нужно останавливать работу системы и сливать всю охлаждающую жидкость.

В индивидуальной системе отопления байпас используется в следующих случаях:

  1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
  2. Циркуляционный насос;
  3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
  4. Организация малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного котла.
  5. В зависимости от применения ответвительное соединение имеет свои особенности.
    Байпасное соединение циркуляционного насоса
    Байпасное соединение циркуляционного насоса

Традиционная обвязка циркуляционного насоса, где байпас является частью основной магистрали. На нем монтируется запорная арматура, позволяющая пропускать весь теплоноситель через насосную установку и исключающая рециркуляцию

Ситуация #1 — для радиатора отопления

Подключение радиаторов через байпас осуществляется только в однотрубной системе.

Для двухтрубной системы и коллекторной разводки врезка патрубков не имеет смысла. Отопительные батареи в них подключены параллельно, и каждая получает воду одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.

Выход из строя одного из контуров отопления, при наличии запорной арматуры, не влияет на работу остальной системы.

В однотрубной системе за счет последовательного соединения тепловыделяющих элементов вода при прохождении по контуру охлаждается. Чем больше тепловыделение аккумулятора, тем холоднее будет жидкость на выходе.

Если в однотрубной разводке нет ответвлений, то первый радиатор поглотит максимальное количество тепла и будет слишком горячим, а последний будет течь чуть теплой водой.

Соединение подачи и обратки с перемычкой возле каждой батареи делит поток на две части. Один идет к радиатору и излучает тепловую энергию.

Второй, поддерживающий температуру, течет по байпасу и на выходе соединяется с потоком батареи отопления. Поэтому можно передавать достаточное количество тепловой энергии даже последним радиаторам в цепочке. 

Байпас подключения радиатора

Назначение байпаса при разводке однотрубного отопления, помимо возможности ремонта радиатора, состоит в сохранении части тепловой энергии в основном потоке для более равномерного ее распределения между близлежащим и дальним отопительным оборудованием

Ситуация #2 — при подключении насоса

Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной для самотечного течения воды.

Должен быть устроен ускоряющий коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. В такой магистрали устанавливается циркуляционный насос для повышения ее эффективности.

Если система отопления изначально задумывалась как принудительная, то при отключении электричества или поломке насоса она ни в коем случае не сможет работать.

Теплоноситель не будет циркулировать без перегонного агрегата. Поэтому в этой линии насос установлен без байпаса, прямолинейно.

Особенностью подключения насоса через байпас является возможность обратного течения в байпасе и возникновение замкнутого циркуляционного контура вокруг байпасного насоса.

Поэтому на байпасном трубопроводе должна быть установлена ​​запорная арматура, либо шаровой, либо обратный клапан.

При работе насоса такое оборудование полностью перекрывает свет байпасной трубы (клапан автоматический, клапан ручной). Если насос останавливается, байпас открывается и происходит конвекционное движение хладагента.

Примеры насосных агрегатов с автоматическим байпасом
Насосы с автоматическим байпасом

Исключением является байпас нагнетания, конструкция и работа которого исключают обратное движение жидкости.

Байпасное соединение гидронасоса можно сделать самостоятельно или приобрести готовый насосный агрегат. Тип проводки выбирается в зависимости от наличия свободного места

Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

Байпасная линия при подключении теплого пола входит в состав смесительного узла. Поэтому он используется постоянно, а без него теплый пол нормально работать не будет.

Температура воды в подающем трубопроводе может достигать 80°С, а в контуре теплого пола не должна превышать 45°С. Для приготовления теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает только необходимое количество горячей воды.

Остальной поток проходит через байпас, смешивается с холодной водой, выходящей из коллектора, и продолжается по магистрали к котлу.Байпас в подпольном водосборнике Байпас в подпольном водосборнике

Трехходовой клапан, установленный перед входом коллектора, пропускает ровно то количество хладагента, которое необходимо для нагрева воды в системе теплого пола до комфортной температуры. Излишняя горячая жидкость возвращается в линию по байпасу

Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

С помощью байпаса в трубопроводе твердотопливного котла образуется малый контур циркуляции теплоносителя. Байпас подключается к подающему патрубку с наиболее горячим теплоносителем, с одной стороны, и к трехходовому клапану, установленному на обратке, с другой.

Клапан смешивает холодную воду, поступающую из контуров теплопередачи, с горячим хладагентом из байпаса. В котел подается жидкость, температура которой не ниже 50 °С.

Такая труба необходима при использовании твердотопливного котла, так как при попадании в котел холодной воды на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к коррозии и быстрому выходу из строя отопительного агрегата. 

Трубы твердотопливного котла

Для работы твердотопливного котла формируется малый круг циркуляции. Байпас в данном случае играет ключевую роль

Горячая вода поступает в смесительный клапан через перепускной участок для нагрева жидкости, поступающей из системы, до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенках котла

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы с ручной регулировкой (ручные байпасы) оснащены шаровыми кранами. Применение шаровых кранов обусловлено тем, что они совершенно не изменяют производительность трубопровода при переключении, так как гидравлическое сопротивление в системе не изменяется. Это качество делает шаровой кран лучшим выбором для байпасных систем.

Запорная арматура этого типа позволяет контролировать объем жидкости, проходящей через перепускной участок. При закрытом кране хладагент движется целиком по магистрали. В работе шаровых кранов есть важный нюанс: их нужно регулярно проворачивать, даже если система не нуждается в регулировке. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво заклинить и их придется менять. Иногда также устанавливают подпиточный клапан системы отопления, играющий важную роль.

Ручные байпасы в системах отопления могут использоваться по-разному. В большинстве случаев они используются для подключения аккумуляторов к единому трубопроводу, а также для труб циркуляционных насосов.

Байпас в обвязке радиатора

Обводной канал монтируется по однотрубной или двухтрубной схеме. Байпас в контуре позволяет регулировать движение воды, производить ремонт без отключения центрального отопления. Чтобы приступить к установке, вам необходимо:

  • измерить длину между патрубками радиатора (прямой и перепускной);
  • отрежьте трубку, соответствующую полученным замерам;
  • выбрать необходимые компоненты;
  • собрать узел по инструкции;
  • установить байпасный узел;
  • проверить соединения и крепления.

Только проделав все эти операции, можно заполнять систему водой и проверять ее. Если байпас подключается в квартире многоэтажного дома, то предварительно необходимо договориться с представителями управляющей компании о блокировке лифта.

Видео расскажет о сборке и установке байпаса

Запорная арматура на байпасе

На участке системы отопления, где диаметр сужается, уменьшая расход, можно использовать только шаровые краны.

Запорный клапан на байпасе
Запорный клапан на байпасе

 

Такие клапаны имеют встроенный в корпус металлический шар, в котором имеется отверстие необходимого диаметра. Благодаря такой конструкции в полностью открытом клапане не будет уменьшения зазора. Но отметим, что такие клапаны ремонту не подлежат, поэтому при неисправности их меняют.

В процессе эксплуатации шаровых кранов следует учитывать, что если их длительное время не эксплуатировать, они могут заклинить. Именно поэтому их необходимо периодически переворачивать, даже если в этом нет необходимости.

Способы монтажа клапана в систему отопления

Случаи, в которых необходима установка байпаса в системе отопления:Виды и производство прессованных топливных брикетов из торфа

  • вставить радиаторы по однотрубной схеме;
  • привязать циркуляционный насос;
  • при подключении распределительных коллекторов системы теплого пола;
  • когда в системах отопления с твердотопливными котлами образуется малый контур движения теплоносителя.

В зависимости от назначения байпасного устройства, места установки, типа устройства выбираются.

Примеры применения байпаса

В качестве элемента управления теплоносителем вблизи радиаторов В данном случае байпас в системе отопления, фото применительно к радиаторам можно увидеть ниже. Так, байпас возвращает лишний теплоноситель из змеевика в стояк при изменении его количества с помощью ручного или автоматического термостата. Другими словами, именно через байпас параллельно запорной и регулирующей арматуре транспортируется теплоноситель. Без байпаса не получится отремонтировать радиатор при работающей системе отопления.

Кроме того, этот узел может ускорить процесс заполнения или разгрузки системы.

байпас в системе отопления фото

Байпас в радиаторах Как элемент для работы системы при отключении электроэнергии Установка байпаса в системе отопления рекомендуется при монтаже современных систем отопления, в которых используются циркуляционные насосы. Ведь первым вопросом при покупке такого отопления будет: как будет работать система, если вдруг отключится электричество

Именно в таких случаях возникает необходимость установки байпаса в системе отопления. При этом он играет важную роль: в момент отключения электроэнергии пользователь должен закрыть кран подачи теплоносителя к насосу, а открыть его на центральной трубе.

А если использовать автоматический байпас в системе отопления, то такое действие может происходить автоматически. За счет этого система приводится в естественную циркуляцию.

Байпас для радиатора в однотрубной магистрали отопления

Установка байпаса в системе отопления параллельно батарее дает возможность регулировать расход жидкости через нее, и, соответственно, температурный режим, а также дает возможность замены или ремонта отопительного прибора без остановки работы отопления, что особенно важно в многоквартирных домах. Как установить байпас?

Смотрим на картинку, такие системы выглядят вот так…

Фотография байпаса, которую вы видите слева, — это просто обычная перемычка, соединяющая подающий (горячий) и обратный (холодный) патрубки непосредственно со стороны аккумулятора.

Шаровые краны устанавливаются между мостом и радиатором. Именно они позволяют отключить отдельное устройство, и теплоноситель будет спокойно циркулировать по параллельному байпасу.

Установка байпаса производится непосредственно на самой батарее.

Третий кран может быть установлен на самом мосту и позволяет регулировать режим байпаса – баланс расхода жидкости через батарею отопления и байпасную трубу. Закрытое положение этого клапана обеспечивает циркуляцию всего потока хладагента через этот нагреватель. Опционально вместо крана на подающей трубе перед радиатором можно установить термостат, поддерживающий заданную температуру в радиаторе.

В домах с центральным отоплением целесообразно устанавливать байпас для полотенцесушителя, так как многие модели этого отопительного прибора могут быть не рассчитаны на параметры наших котельных. При этом диаметр ответвления выбирают меньше диаметра магистральных труб; обычно это полудюймовая труба.

Для чего нужен обход? Он позволяет снизить затраты на электроэнергию за счет ограничения количества охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор. Таким образом, снижается теплопередача от нагревательного змеевика и экономится энергия. Отсутствие возможности регулировки просто приводит к перегреву помещения с последующим открыванием форточек и утечкой тепла. Теплообменник с байпасом, применяемый в котлах, позволяет регулировать необходимый расход теплоносителя через него.

Установив байпас своими руками (при наличии навыков сантехника), вы оставите в кармане значительную сумму денег.

Варианты установки байпаса

Когда мы определились, что такое байпасная линия, подумайте, зачем она нужна и где устанавливается. В зависимости от решаемой задачи элемент принимает форму перепускной трубы или прямого участка, соединяющего подающую линию с обраткой.

Байпас в отоплении: что это такое, для чего он нужен, и как его установить
Байпас в отоплении: что это такое, для чего он нужен, и как его установить
Ссылка. Английское слово bypass в дословном переводе означает «обходить», «обходить».

Существует несколько вариантов установки байпасов в системах отопления:

  1. В закрытых и открытых однотрубных системных радиаторах.
  2. Параллельно циркуляционному насосу, работающему в самотечной отопительной сети (иначе самотечной.
  3. Перемычка между подачей и обраткой, образующая малый циркуляционный контур отопления твердотопливного котла.
  4. В различных смесительных установках.

В многоквартирных домах, где полотенцесушители подключены к общей трубе горячего водоснабжения, также используется отвод, который действует аналогично радиаторной магистрали (поз. 1 в списке). Зачем он там нужен, мы расскажем далее.

Трубки для полотенец имеют большой диаметр и производительность, нужна только одна перемычка для удобного снятия катушки

Первые два варианта хорошо известны владельцам частных домов и квартир. К сожалению, некоторые домовладельцы, считающие себя большими специалистами, «улучшают» байпасы или ставят перемычки там, где они мешают нормальной работе системы отопления. Мы также рассмотрим случайные и преднамеренные ошибки.

Радиаторные перемычки однотрубной схемы

В большинстве многоэтажных домов советской постройки отопление организовано с помощью однотрубных вертикальных стояков, проходящих через все квартиры. Принцип работы схемы заключается в распределении теплоносителя между батареями на 5-16 этажах за счет большого расхода и высокого давления.

Для справки. Старые чугунные радиаторы и конвекторы со стальным оребрением отличались большими диаметрами внутренних каналов, подключение к стояку которых было спроектировано без байпасов. Речь идет об устройствах нового поколения с высокой теплоотдачей и меньшей производительностью.

Обратите внимание, что радиаторы подключены к одной линии обоими патрубками, между которыми перерезан байпас. Трубную перемычку специально смещают в сторону от оси стояка, иначе вода не будет поступать к батарее, а вместо этого будет двигаться по прямой траектории вниз или вверх, в зависимости от направления подачи. В идеале схема работает так:

  1. Дойдя до вилки первого отопителя, поток горячего ОЖ примерно делится пополам: одна часть поступает в радиатор, вторая устремляется в байпас.
  2. После охлаждения до 1-2°С первый поток смешивается с байпасным потоком и возвращается в основную линию. Температура полученной смеси становится на 0,5-1°С ниже исходной температуры.
  3. Аналогичным образом процесс повторяется в следующих подогревателях. Чтобы тепла хватило всем потребителям, насосы ЦТ прокачивают по сети большое количество теплоносителя, что снижает разницу температур между первой и последней батареями.

Байпас


В двухэтажном частном коттедже на верхние батареи закладывают прямой участок

Примечание. Подобные схемы встречаются в двухэтажных частных домах. И хотя вертикальный стояк питает только пару радиаторов, на верхний нагреватель целесообразно установить байпас, так как производительность бытового циркуляционного насоса намного ниже, чем у промышленного «собрата».

Если убрать прямую байпасную линию, весь объем воды будет проходить через нагреватель и охлаждаться на 1-3°С. Из-за большой разницы температур каждая последующая квартира будет получать значительно меньше тепла. В комнате с последним радиатором будет холодно, как в собачьей будке.Смотрите также: сливной клапан головки блока цилиндров

Вот почему при вертикальной однотрубной схеме важную роль играет простой кусок трубы в батарее. В двухтрубной разводке горячий и холодный хладагент текут по разным линиям, поэтому байпас не требуется.

Здесь роль байпасной линии играет сама распределительная труба

В загородных домах плохую работу циркуляционного насоса компенсируют увеличением диаметра и производительности труб. Это делается на горизонтальной однотрубной системе, показанной на фото. Байпас – это основная магистраль, по которой протекает примерно 2/3 теплоносителя, а третья часть поступает в батареи.

Обводная линия циркуляционного насоса

В большинстве современных систем водяного отопления насосный агрегат подключается непосредственно к подающему или обратному трубопроводу, что подробно описано в другой публикации. В этом случае не нужно устанавливать байпас:

  • при отключении электроэнергии и остановке насоса теплоноситель все равно не сможет циркулировать самостоятельно из-за малых диаметров патрубков;
  • для снятия насосной группы в целях ремонта или замены достаточно просто закрыть 2 крана и открутить два американца, при условии, что группа собрана правильно;
  • поскольку вода не может проходить по линиям без принудительной индукции, перемычка байпаса не поможет поддерживать работу системы во время обслуживания насоса.


Данная схема может работать в форсированном и гравитационном режимах

Единственный случай, когда нужно делать байпас для циркуляционного насоса, это самотечная система отопления. Прежде всего, узел с соединительными трубами DN 25-32 нельзя врезать в трубу Ø50 мм, используемую в самотечной отопительной сети частных домов. Такое сужение диаметра остановит самотечное течение.

Во-вторых, теплоснабжение должно работать по универсальной схеме. Основной режим принудительный от помпы, в случае отключения электроэнергии переход на самотечное течение теплоносителя за счет конвекции. Для организации таких работ по отоплению насосный агрегат необходимо установить на байпас.

Есть 2 способа монтировать этот узел:

  1. На прямую попадает шаровой кран, а на байпасную линию выводится насос отопления вместе с фильтром – отстойником и запорной арматурой.
  2. В разрез линии ставится готовый байпасный узел с насосным агрегатом и обратным клапаном.
Устройство насосного агрегата с запорной арматурой на прямой
Устройство насосного агрегата с запорной арматурой на прямой

 

В первом варианте переход в гравитационный режим осуществляется вручную. При отключении электроэнергии один из членов дома должен пойти в котельную и включить большой кран на прямом участке. В противном случае без циркуляции воды котел перестанет греть, здание остынет, а вы замерзнете.

Во втором случае после отключения электроэнергии откроется автоматический обратный клапан, который во время работы насоса находится в закрытом положении. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд:

  1. Устройство некоторых моделей шаровых кранов не допускает разборки. Если элемент становится грязным, ржавым и заедает, весь узел (кроме насосного агрегата и фильтра) подлежит утилизации).
  2. Изделия в виде П-образной петли, показанные на фото, служат дополнительным воздухосборником. Они оснащены ручным клапаном для выпуска воздуха, который необходимо периодически использовать. Кроме того, поддон стоит вертикально, это неправильно.

Конструкция П-образного готового узла с неразборным клапаном

Отсюда вывод: не устанавливайте готовые автоматические байпасы с клапаном и насосом. Узел с запорной арматурой лучше собрать своими руками. Дом начнет заметно остывать уже через 30-40 минут после закрытия, чего достаточно, чтобы открыть главную дорогу.

Резиновый шарик свободно катится внутри камеры и под напором воды перекрывает проход

Вариант второй: Соберите узел байпаса из отдельных деталей, используя латунный обратный клапан со свободным резиновым шариком, не подпружиненным.

Смешивающие узлы

Эти элементы систем отопления состоят из трехходового термостатического клапана и байпаса, соединяющего обратку с подающей. Суть такова: байпасный патрубок помогает собрать хладагент из двух линий в клапанной камере и на выходе получить воду нужной температуры.

Принцип разборки с помощью перемычки и 3-ходового клапана применяется на различных участках тепловой сети:

  • малая циркуляционная схема дровяного котла;
  • присоединить буферную емкость или аккумулятор тепла;
  • коллектор, распределяющий теплоноситель по контурам водяного теплого пола.
Сфера применения смесительных узлов достаточно широка. Управляемое снижение температуры воды перемешиванием применяют в воздухонагревателях (калориферах) и других климатических установках.

Байпас, представленный на схеме с трехходовым клапаном, образуя малый циркуляционный контур, защищает твердотопливный котел от конденсата в фазе нагрева. Алгоритм процесса выглядит так:

  1. При розжиге дров и включении насоса клапан со стороны отопительной системы остается закрытым. Покинув рубашку теплогенератора, вода поворачивает в байпасную линию и возвращается в котел.
  2. По мере увеличения температуры охлаждающей жидкости контура температура повышается. При достижении порогового уровня 50-60°С (в зависимости от настройки) срабатывает вентильный термоэлемент, постепенно открывая поток со стороны радиаторов.
  3. Чем больше нагревается вода в контуре котла, тем шире открывается проход к холодному теплоносителю системы. В клапанной камере происходит смешение, но температура выходного потока не опустится ниже установленного порога, пока топливо не сгорит.

В трубных котлах ТТ с чугунным теплообменником байпасный смесительный узел играет роль предохранительного элемента. Ситуация: отопление работает на максимум, дрова горят и вдруг гаснет свет. Если нет сети безопасности в виде ИБП или электрогенератора, а подача электроэнергии возобновляется через 30 минут, вода в батареях успевает остыть.

Байпас

Редукционная линия с перепускным клапаном не всегда встречается на заводских коллекторах, но она продлевает срок службы насоса

Учтите, что котел не успеет остыть за полчаса — камера сгорания заполнена теплом и дровами. Стоит включить насос, так как в рубашку котла нагнетается холодный теплоноситель и от температурного удара чугунная секция лопается. Поэтому в данном случае без байпаса не обойтись.

Аналогичный принцип смешивания с помощью перемычки и вентиля используется в распределительной гребенке теплого пола. Когда температура в контурах отопления достигает нормы (35-45°С), 3-ходовой клапан перекрывает подающую сторону котла, а насос гонит теплоноситель через байпас по внутреннему кольцу.

Примечание. На случай замыкания автоматически регулируемых цепей гребенка снабжена разгрузочным байпасом. Благодаря ему насос «раскручивает» воду через два коллектора и не смешивается внутри себя, что сокращает срок службы агрегата.

Использование соединительной перемычки на трубопроводе буферного резервуара идентично предыдущим вариантам и показано на схеме.

  При соединении буферной емкости с твердотопливным котлом используются 2 ветки.

Оцените статью
Отделка ГРЕЗ
Добавить комментарий